Снег в дизайне дачи: практическое и эстетическое значения

Простой гид, который сделает вас экспертом в стилях интерьера

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наши дома являются отражением не только нас самих, но и культуры, в которой мы живем. Так и дизайн интерьера меняется в зависимости от страны.
Мы в AdMe.ru разобрали для вас некоторые из наиболее узнаваемых стилей, которые теперь стали ближе, чем кажется.

Скандинавский стиль

Простота, минимализм, функциональность

  1. Светлые и приглушенные цвета
    Полы, стены и потолки, как правило, окрашены в белый, чтобы сохранить пространство ярким в течение долгой и темной зимы.
  2. Натуральные материалы
    Будь то пол, мебель или элементы декора — скандинавский дизайн включает в себя много дерева. Обычно используется светлая древесина, такая как бук, ясень и сосна.
  3. Естественный свет
    Поскольку в скандинавских странах темно в течение всего года, необходимо больше естественного света. Приветствуются большие окна и легкие занавески.
  4. Простые линии и формы
    Стиль интерьера направлен на максимальный комфорт, его должно быть просто поддерживать в чистоте, поэтому в нем отсутствуют вычурные детали и формы.
  5. Свободное пространство
    Традиционно скандинавские дома были очень маленькими и не допускали большого количества вещей. Сейчас дома стали больше, но идея сохранения пространства от беспорядка осталась важным аспектом дизайна.
  6. Уютный текстиль
    В странах с холодным климатом неудивительно, что часть декора приходит в виде шкур, ковров, подушек и пледов. Они не только создают ощущение тепла и уюта, но также добавляют еще один слой текстуры в пространство.
  7. Освещение
    Освещение в Скандинавии жизненно важно и крайне почитается, потому светильники и лампы присутствуют в большом количестве.

Для кого?

Для минималистов с любовью к натуральным материалам. Также подходит для небольших квартир и пространств, лишенных естественного света.

Марокканский стиль

Богатство, роскошь, экзотика

  1. Яркие акценты
    Цветовая гамма, присущая марокканскому интерьеру, чаще всего представлена пустынными или морскими оттенками. Преобладают яркие красные, оранжевые, зеленые и синие тона в сочетании с нейтральным фоном.
  2. Арки и закругленные дверные проемы
    Красивые арки и изогнутые дверные проемы в виде замочной скважины — одни из самых узнаваемых элементов стиля.
  3. Подвесные фонари
    Красочные фонари из тонированного стекла и латуни или меди создают экзотическую атмосферу и используются как снаружи, так и внутри.
  4. Роскошные ковры
    На сегодняшний день марокканские ковры — одни из самых узнаваемых в мире. Традиционно их орнамент сосредоточен на абстрактных и геометрических узорах в красочной или в современной нейтральной палитре.
  5. Смелые узоры
    Геометрические принты, вдохновленные традиционными марокканскими мотивами, великолепно отображены на подушках, ковриках и мягкой мебели.
  6. Низкие кушетки и пуфы
    Расшитые вручную во всевозможных цветах и стилях, низкие сидения являются идеальным дополнением к зоне отдыха.
  7. Обилие ткани
    Марокканские ткани, такие как шелк или другой мягкий текстиль, могут использоваться в качестве драпировки или защиты мебели.

Для кого?

Теплый и приветливый облик стиля идеально подходит для любителей экзотики, не лишенной элегантности.

Японский стиль

Гармония, традиции, гибкость

  1. Многофункциональность
    Эффективное использование ресурсов является фундаментальной частью японской культуры. По этой причине мебель выбирается раздвижная.
  2. Низкая, компактная мебель
    Традиционно низкие и компактные предметы мебели в Японии помогают извлечь выгоду из ограниченного жилого пространства.
  3. Природные материалы
    Японцы известны своим уважительным отношением к природе, поэтому в интерьере, как правило, используются натуральные материалы, такие как кедр, бамбук, шелк, рисовые соломенные маты и бумага.
  4. Простота
    Стремление к минимализму, заложенное в японской культуре, и пространство в комнате не менее важны, чем элементы дизайна. Комната не должна содержать лишних предметов интерьера и иметь загроможденный вид.
  5. Нейтральные цвета
    В японском интерьере часто используются натуральные, естественные цвета, чтобы обеспечить простой фон. Кроме того, естественные цвета минимизируют чувство беспорядка, что также важно для восточного дизайна.
  6. Дополнительное освещение
    Искусственные источники света вводятся таким образом, чтобы извлекать максимальную пользу, но не привлекать внимание.
  7. Раздвижные двери и перегородки
    Жилье в Японии — одно из самых дорогих в мире, а дома, как правило, небольшие. Чтобы сэкономить пространство, в интерьере используются раздвижные двери.

Для кого?

Из-за использования устойчивых материалов и строгих линий этот стиль привлекает эколюбителей и тех, кому нравится минимализм.

Мексиканский стиль

Яркость, аутентичность, уют

  1. Яркие цвета
    Огромная цветовая палитра является отличительной чертой мексиканского дизайна интерьера, включая в себя насыщенные тона и яркие оттенки красного, оранжевого, синего и зеленого.
  2. Керамика, расписанная вручную
    Традиционная мексиканская керамика подразумевает ручную роспись и широко представлена в виде ваз, плиток и цветочных горшков.
  3. Текстиль ручной работы
    Этот стиль — богатый источник тканого и вышитого текстиля, который можно использовать в виде цветных одеял, декоративных подушек и ковров.
  4. Геометрические узоры
    Аксессуары, расписанные и расшитые племенными узорами, часто украшают дома в качестве предметов, передающихся из поколения в поколение.
  5. Терракота
    Плитка из обожженной красной или желтой глины является ключевым элементом дизайна. Традиционно она покрывает пол не только в ванной и кухне, но и в жилых комнатах.
  6. Простая деревянная мебель
    Предметы мебели изготавливаются вручную из максимально доступного и недорогого дерева, например, из сосны.
  7. Декоративные коврики
    Яркие ковры ручной работы занимают центральное место в комнате, исполняя декоративную роль. Голые полы из твердых пород дерева или каменной плитки больше соответствуют простому мексиканскому декору, чем застеленные плотным ковром.

Для кого?

Этот стиль для творческих людей, стремящихся к уютному дому, наполненному яркими оттенками и вещами, сделанными своими руками.

Французский стиль

Мягкость, элегантность, изысканность

  1. Пастельные тона
    Интерьер во французском стиле наполнен пастельными тонами: бежевым, белым, бледно-розовым, карамельным, бледно-голубым, бледно-желтым, светло-зеленым.
  2. Обилие декоративных элементов
    Это могут быть предметы искусства, рамки с фотографиями на полке, вазы, зеркала в резной позолоченной раме, свечи. Но ничто не отражает очарование этого стиля больше, чем присутствие всех деталей сразу.
  3. Золочение
    Позолота, чаще состаренная, является важным элементом французского стиля. Применяясь к различным объектам, таким как рамы картин и зеркал или подсвечники, она характеризует богатство и роскошь.
  4. Плавные линии
    Во французском интерьере практически отсутствуют острые углы. Декор, мебель — все, вплоть до изогнутых ножек кресла, имеет плавные очертания.
  5. Винтажная мебель
    Франция славится своими блошиными рынками, на которых можно найти множество предметов декора. Заполучить вещь, имеющую немного потертый, но не изношенный вид, — редкая удача, ведь она добавит интерьеру особый шик.
  6. Элегантное освещение
    Люстра является отличным решением для создания еще более «французской» атмосферы. Наилучшим выбором станет шелковый абажур с бахромой или бусинами или полностью кованый канделябр.
  7. Лепнина
    Французы любят этот элемент декора и не упускают возможности использовать его везде, где только можно. Обычно лепнина подчеркивает высокий потолок, карнизы или камин.

Для кого?

Стиль подходит для тех, кто хочет создать обстановку, на которую не влияют веяния моды, а также для любителей подбирать и сочетать предметы декора.

Английский стиль

Традиционность, вещизм, камерность

  1. Открытые полки
    Шкафы или стеллажи с открытыми полками заставлены книгами, декоративной посудой, фотографиями в рамках и всевозможными семейными реликвиями.
  2. Обои
    Современный интерьер отошел от типичных для викторианской эпохи темных красок и перешел на светлую цветовую гамму, оставив свойственный цветочный орнамент и текстуру.
  3. Благородное дерево
    Для английского стиля дерева просто не бывает много. Шкафы, деревянные панели, паркет, карнизы, только натуральный массив и ценные породы.
  4. Обилие аксессуаров
    Небольшие мраморные бюсты, вазы, сувениры, декоративные подушки — все это может и должно присутствовать в английском интерьере. При этом все предметы должны хорошо просматриваться.
  5. Теплые тона
    Стиль характеризуется натуральными, приглушенными цветами. Наиболее подходящими будут различные оттенки коричневого, красного и желтого, а также теплый зеленый и серый.
  6. Загроможденность
    В английском интерьере предметы не принято ставить к стенам, чтобы сэкономить и освободить пространство. Напротив, все должно стоять в центре комнаты, создавая уютную, наполненную обстановку.
  7. Кресло с «ушами»
    Непременный атрибут стиля — кресло с высокой спинкой и характерными выступами в верхней части. Такой дизайн фокусирует тепло и защищает от сквозняков — идеальный вариант для времяпрепровождения с книгой у камина.

Для кого?

Для тех, кто не желает обходиться малым количеством вещей и кому не хватает спокойной и размеренной атмосферы.

Русский стиль

Простота, естественность, традиции

  1. Натуральные материалы
    Русский интерьер не допускает пластика, стекла или блестящего металла. Предпочтительно использование натурального дерева как для внутренней отделки, так и в качестве основного материала для мебели.
  2. Простая мебель
    Мебель деревянная или плетеная, максимально простая, функциональная и с грубой обработкой. Главная особенность — незатейливые правильные формы и простота исполнения.
  3. Традиционные элементы
    Особый уют создают плетеные коврики, вязаные накидки и лоскутные одеяла (пэчворк), тонкие занавески из прозрачного кружева, глиняные горшки, медная посуда и расшитые полотенца и салфетки.
  4. Естественные цвета
    Базовые цвета максимально естественных, приглушенных оттенков — коричневых, красных, бежевых. Акценты и аксессуары могут быть яркого красного, синего, желтого и оранжевого цветов.
  5. Грубые ткани
    Текстиль выбирается с учетом русских традиций. По большей части это необработанный лен, хлопок и ситец, которые используются для штор, чехлов для мебели, скатертей и постельного белья.
  6. Роспись
    Свойственную стилю традиционную роспись в различных стилях можно наблюдать на посуде, декоративной плитке, шкафах и даже стенах.
  7. Элементы хранения
    Традиционный сундук для хранения вещей чаще встречается как декоративный элемент и заменяется буфетом или открытыми полками, куда выставляются самые красивые вещи.

Для кого?

Для поклонников колоритных вещей, уважающих традиции, или любителей простой и уютной обстановки.

Роль детского дизайна в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников

Светлана Грезина
Роль детского дизайна в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников

Для формирования гармонически развитой личности, необходимо большое внимание уделять художественно-эстетическому воспитанию, развитию эстетического мировоззрения, художественных интересов, фантазии, творческих способностей детей,

Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Это художественное конструирование, моделирование, художественно-декоративная деятельность ребенка: аппликация, рисование, лепка, ручной труд, Из природного, бросового материала можно сотворить настоящий шедевр.

Изучением и внедрением детского дизайна в практику занимаются педагоги: Пантелеев Г. Н., Валиулина Е. А, Кузнецова О. В. и др.

Выделяется три типа детского дизайна – объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитекртурно-художественный) плоскостной (аппликативно-графический).

Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома.

Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей, придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью.

Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Определены следующие задачи:

развивать интерес к дизайну, самостоятельность, познавательную активность, общение, художественный и творческий потенциал, образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность и аккуратность;

– создавать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения, способность последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;

– воспитывать внимание и уважение к людям;

– стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.

Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами, доступными способами изготовления и украшения своих изделий, а так же с поделочными материалами – цветной бумагой, природными материалами, нитками, тканью, перьями и др. Дети делают открытки, украшения и сувениры, одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам.

Читайте также:  Варианты ограждения для клумбы из подручных материалов

Обучение детей элементам дизайна эффективно при соблюдении следующих требований:

– донесение до детей смысла и значения дизайнерской деятельности, ее практической направленности; использования продуктов этой деятельности в детском саду;

– цикл непосредственно образовательной деятельности строится последовательно и включает в себя разные виды деятельности: моделирование одежды, графический дизайн, аранжировки, декоративно-пространственный дизайн, флористика;

– организации восприятия детьми образцов искусства, организации взаимодействия ДОУ с семьей (задания на дом, консультации для родителей). Создание благоприятной атмосферы и наличия необходимых материалов для детского дизайна.

Важным мотивом в развитии творчества дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Каждый ребенок, занимаясь дизайнерской деятельностью, сможет реализовать свои творческие способности, раскрыть свою уникальную индивидуальность, сформировать основные ценности и нравственные ориентиры. Он всегда сможет использовать художественный опыт в благоустройстве своей жизни.

Детский дизайн играет большую роль в развитии творчества и эстетического мировоззрения дошкольников.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.

Секреты зимней привлекательности сада

«У вас долгая, снежная зима. Надо использовать это условие непосредственно в работе. Мы часто забываем, что сад — это не только растения, но и освещение, скульптура, малая архитектурная форма. Засыпанные снегом, они могут дать новые неожиданные эффекты. Надо играть с пространством и формами». Удивительно, но этот — казалось бы, очевидный — совет мы получили со стороны, от известного английского дизайнера Джона Брукса.


Зимой в саду снег становится главным аксессуаром

А ведь он прав — при планировке сада зимние его картины, как правило, вообще не учитываются. Зимой, когда всё покрыто снегом, пространство как бы сжимается, ограничивая передвижение по саду сетью дорожек, ведущих к дому и иным строениям, а снег становится главным аксессуаром сада.

И возникает сразу много вопросов, о существовании которых раньше мы не догадывались. Не повредит ли мощению уборка снега и льда? Куда складывать снег с дорожек и площадок? Куда будут падать снег и сосульки со ската крыш? Не поломаются ли в этой зоне растения, особенно хвойные, так туго восстанавливающие форму кроны, утраченную от точного попадания глыбы снега со льдом? Не пострадают ли установленные вдоль дорожек садовые светильники при работе снегоочистителя?

Все эти вопросы не должны остаться без ответа, тогда просчетов в планировании зимней зоны (да и всего сада в целом) будет значительно меньше.


Если дорожку с обеих сторон окружают плотные насаждения, почистить снег сложно

Серьёзное внимание надо уделить мощению. В зимней зоне оно должно быть добротное, не скользкое, из плотно уложенного материала. Хороши дорожки шириной 75-100 см. Их легко очистить от снега, который складируется, как правило, рядом. Поэтому хотя бы одна сторона мощения должна быть свободна от посадок хвойных, ценных декоративных кустарников или молодых деревьев с хрупкими ветвями.

Велик сад или мал, зимой он существенно сужает свои границы, превращаясь в малый. Поэтому остро встает задача зрительного увеличения сада. Для этого можно попробовать организовать открытое пространство — например, в виде вымощенной площадки, глади застывшего водоема или газона.

Если открытому участку необходимо придать вытянутую форму, то желательно ориентировать его по направлению наибольшей протяженности, что зрительно расширит его. Площадки в форме круга или квадрата также кажутся значительно крупнее. И наоборот, посадки деревьев или кустарников на газоне ещё больше «сожмут» наш сад.

Красивые объекты обозрения должны быть организованы так, чтобы их можно было видеть из окна любимой комнаты, с террасы, балкона, от калитки, с площадки для барбекю, с поворота дорожки. И наоборот, неприглядные, оголившиеся зимой виды надо исключить из поля зрения. Например, крупные растения, которые требуют укрытия от морозов, можно разместить ближе к заднему плану.


Из окна или с террасы должен открываться вид на привлекательные объекты

Не спешите насыщать сад разнообразными «красотами». Мы способны увидеть и оценить одновременно только одну композицию. Остальные должны играть в это время роль фона. Если красивый объект уже существует, то остальные должны только дополнять его, а не «спорить» с ним, отвлекая внимание. Например, перспектива, открывающаяся из гостиной дома с дивным видом лесного массива вдалеке, вряд ли может иметь достойное дополнение в виде площадки для стоянки машин на переднем плане.

Висты в виде узких направленных перспектив особенно эффектны. Для этого можно выбрать удалённый от видовых точек уголок сада, где как в фокусе взгляд сконцентрируется на акценте. Объектом может быть крупное красивое дерево вдалеке; беседка в противоположном углу сада; садовая скульптура в конце аллеи. Для большей выразительности висты обрамляют кулисами из структурных растений, ширмами, живыми изгородями.


Живые стены из лиственных растений зимой становятся прозрачными

Надо помнить о том, что в зимнее время «стены» из лиственных растений приобретают прозрачность и графичность. Это необходимо учитывать при компоновке, и если есть необходимость, обеспечить постоянную визуальную изоляцию и тем самым зрительно расширить пространство. Здесь будет уместна живая стриженая или свободно растущая ширма из хвойных или двух-трёхрядной посадки крупных декоративных кустарников (боярышника однопестичного и колючего, сирени мелколистной, обыкновенной, барбариса обыкновенного и оттавского, бузины кистистой, бересклета европейского, спиреи ниппонской, средней, серой и так далее).

Живые изгороди из сирени, боярышника, бузины, бересклета со временем оголяются снизу, поэтому если выбор пал всё же на них, лучше учесть этот фактор, высадив сразу подбивку из низкорослых кустарников или запланировав её на будущее, зарезервировав под неё место.

Если посадка большую часть дня находится в тени, лучше остановить выбор на кизильнике блестящем, бересклете крылатом, снежноягоднике белом, дёрене белом и красном, магонии падуболистной. При расположении посадок на солнце подойдут барбарис Тунберга, роза ругоза, курильский чай, смородина золотистая и так далее. Неплохо будут себя чувствовать и перечисленные теневыносливые кустарники.


Следует продумать, что будет акцентировать на себе внимание в зимнем саду

Надо подумать о деталях «зимнего платья» для сада — размерах и силуэтах крупных растений, создающих, как правило, задний план, а может быть, и выступающих в роли доминант, и конечно же их сочетаемости в группах. Эти растения формируют структуру сада, и они должны быть, во-первых, зимостойки и, во-вторых, хорошо «читаться» в зависимости от расстояния до наблюдателя и размера растения. Следует продумать, за счёт чего будет обеспечиваться декоративность сада зимой, что будет акцентировать на себе внимание.

Зимний аскетизм с лихвой окупится обилием хвойных. Нелишне подчеркнуть, что поздняя осень — зима — ранняя весна — время их триумфа, когда они солируют в саду. Но не стоит ограничиваться только ими. Хвойных должно быть не более трети от числа крупных посадок. В большом объёме они будут «подавлять» и создавать мрачное настроение, особенно в позднюю осеннюю пору.


Если крупных хвойных много, они могут подавлять

И тут лиственные растения, многие из которых неохотно расстаются не только с плодами, семенами, но даже с листьями, не уступят хвойным в разнообразии. Сирень обыкновенная, айва японская до глубокой осени стоят в зелёном наряде, подчас под шубой снега, не спеша скинуть ярко-зелёные листья. Их поддержит отряд растений с декоративными плодами и семенами, которые отважно демонстрируют своё право на существование наперекор холодным ветрам и морозам, контрастируя с белым искрящимся снегом.

Такие растения заслуживают особого места в саду (у входа в дом или перед окнами), откуда, например, кроваво-красными костянками калины обыкновенной или барбариса можно любоваться в любое время.


Яркие плоды контрастируют с белым искрящимся снегом

Хорош в саду снежноягодник белый с бусинами крупных, сочных, долго держащихся на ветвях шариков. Есть у снежноягодника и сортовые собратья с розовыми и даже иссиня-чёрными гроздьями ягод. Всю зиму сохраняются на ветвях и создают «шелестящую» фактуру кроны семена клёнов, ясеня, белой акации. Нельзя забывать о красоте коры дёрена белого или красного, черёмухи Маака, о графике ветвей, форме крон деревьев и кустарников (ива ломкая, боярышник кроваво-красный, лещина, лиственница).

Формируя растения группами или порознь, расставляя нужные акценты и учитывая расстояния до их обзора, подчёркивая контраст листопадных кустарников с хвойными, можно «сплести» неповторимый узор зимнего сада. А завершить композицию, сделать её более индивидуальной, запоминающейся, помогут садовые скульптуры и другие малые архитектурные формы, выдержанные в едином стиле.

В оформлении часто используется дерево, так как оно органично в саду и помогает вдохнуть душу во всю композицию. Но помните, что можно как дополнить ландшафт композиционно, так и испортить его.


Садовые скульптуры и другие малые архитектурные формы могут как дополнить ландшафт, так и испортить его

Будет ли зимний сад так же уникален в своей красоте, как и летний? Станет ли он фрагментом «зимней сказки»? Надеюсь, что ваш ответ звучит утвердительно! И зимний сад будет притягивать вас и ваших друзей ничуть не меньше, чем знойный летний. Но для этого уже весной мы должны задуматься о том, как сделать зимний сад незабываемым, и тогда с приходом осени не испытаем сожаления о том, что период разноцветья опять позади.

Снег на участке сада и огорода: что с ним делать?

Зима в этом году выдалась богатая на снег, хорошие сугробы укрыли поля и дачи почти во всех регионах России. Андрей Туманов, наш главный дачный эксперт, ведущий программы «Моя дача»на Радио «КП» считает, что такой снег для дачников – настоящее благо:

– Для дачника снегозадержание – это очень важно. Если участок у вас расположен на пригорке и снег вечно сдувает, делайте что угодно, городите какие угодно преграды, чтобы задержать снежное богатство. Чем больше снега наметет на наши участки, тем лучше. Был случай в нашем товариществе, когда в малоснежную зиму сосед таскал у соседки снег с участка. Был пойман и судим на товарищеском суде. Санкций, конечно, не применяли, но снег он вынужден был вернуть. Вот до чего дачников доводят бесснежные зимы. А эта зима и снег – настоящее сокровище.

Подзимним посевам не страшен никакой минус, ни ночной, ни дневной – они надежно укрыты снежным одеялом.

– Чем больше снега, тем лучше будут укрыты корни деревьев, тем лучше будут укрыты луковичные, другие посадки, значит, нечего не померзнет, – поясняет эксперт.

Снежный «полив», когда по весне снег растает и влага уйдет в землю, – самый полезный для всех растений и особенно деревьев, чьи корни глубоко залегают в земле. Большие сугробы создают как бы водный резерв, обеспечивают будущий глубокий полив.

Штамбы (стволы) деревьев хорошо защищены от солнечных ожогов, если зимнее солнце будет слишком ярким, и холодных ветров, которые могут привести к обморожению коры. Поэтому очень важно как можно дольше сохранить сугробики вокруг деревьев.

– Если у вас на даче снега выпало немного, обязательно рекомендую на штамбы нагрести такие пирамидки, – говорит Андрей Туманов. – Я так делаю каждый года и ни разу в жизни у меня не было проблем со штамбами.

Сломанные ветви деревьев.

– Ломаются в первую очередь неправильно обрезанные деревья, с острыми развилками, а также хрупкие и старые, – комментирует Андрей Туманов. – Острые развилки тем опаснее, чем старше дерево. Рано или поздно они обязательно сломаются – не от снега, так от ветра. К сожалению, дачники не всегда соблюдают правила обрезки, часто просто потому, что жалко. Хочу сказать: не пытайтесь реанимировать сломанные ветви, связать их, они не приживутся. Хуже всего, когда дерево ломается по штамбу, то есть трещина проходит прямо по стволу. Увы, все сломы придется обрезать, если попытаться их стянуть, то дерево будет болеть, его будут атаковать бактерии и грибы.

Читайте также:  Клумбы из подручных материалов: как сделать своими руками

Проваленные крыши теплиц и сараев.

Если слой снега на крышах дома и хозпостроек слишком толстый, его нужно время от времени сгребать. Иначе, когда наступит оттепель и снег отяжелеет, а ночью его прихватит морозом, крыши могут серьезно пострадать. В любом случае снег гораздо полезнее на грядках, чем на крышах. Особенно ветхих построек.

Еще одна опасность – сход снега с покатых крыш, когда немного потеплеет. Поэтому сейчас нужно обязательно почистить крыши, чтобы снежный ком в одни прекрасный день не упал вам на голову.

Деревья под тяжестью снега нависают над проводами.

Эта беда уже посерьезнее, ведь склонившись сильнее, ветка может оборвать провод или вызвать короткое замыкание. Так и до пожара недалеко. Поэтому обязательно аккуратно отряхните все опасно нависшие ветви от снега.

Когда начнется оттепель, снег намокнет и станет тяжелее, то возможны проблемы. Ведь на газонах и грядках снежная корка совсем не нужна.

1. Если есть водоприемные канавки, обязательно прочистите их. И вообще постарайтесь прочистить низинные места. Лишняя сырость здесь ни к чему.

2. Снег из канавок обязательно уложите в околоствольных кругах деревьев, чтобы приостановить быстрое оттаивание корней. В марте, особенно теплом, но капризном, для корней деревьев этот опасно. Темная почва прогревается быстро, и движение сока может начаться до того, как пройдут ночные заморозки. А живые, разбуженные ветви очень чувствительны к минусовым температурам и быстро подмерзают. При большом объеме снега, разделите его между деревьями, малиной и грядками с клубникой.

3. Рыхлый водянистый снег ночью превращается в плотную корку льда, которую нужно проколоть во многих местах садовыми вилами, чтобы быстрее оттаивала. Не притаптывайте снег на газоне и под деревьями, иначе он слишком уплотнит влажную почву и перекроет доступ кислорода к корням.

Чтобы грядки быстрее прогревались и просыхали под весенним солнцем, верхний пласт снега с них нужно осторожно снять. И сложить под кусты и деревья. Если снега много, разделите его между деревьями, малиной и грядками с клубникой.

Если ночью были заморозки и влажный снег превратился в ледяную могилу для корней, проколите его в нескольких местах вилами, слегка сбейте наст, чтобы обеспечить корням доступ воздуха.

Эстетические факторы и основы композиции в ландшафтном дизайне

От эстетического совершенства окру­жающей среды зависит гармоничное развитие личности. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека. Немалую роль в этом играют сады и другие озелененные пространства — неотъемле­мые ландшафтные элементы.

Воспринимая природный пейзаж, че­ловек ищет в нем особенности, гармони­рующие с его деятельно­стью, индивидуальной жизнью, настрое­ниями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчита­но на положительное воздей­ствие. Поэтому в основе формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля находятся закономерности пре­красного, взятые у природы, с учетом эстетических и психологических потребностей челове­ка.

Особенности зрительного восприятия

Эмоционально-эстетическая реакция людей в определенной ситуации отражает в первую очередь соответствие или несоответствие воспри­нимаемого объекта их актуальным потребностям.

Восприя­тие зависит:

  1. от принадлежности человека к опреде­ленной возрастной и социальной группе;
  2. от его ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев в данной местности;
  3. от настроения;
  4. от вида занятий человека, его преобладающих форм отдыха.

Виды восприятия:

  1. целенаправленное, предна­меренное, с динамическими формами движения или показа элементов приро­ды, архитектуры, искусства (экскурсии, движение к определенным объектам, осмотр объектов и т.д.);
  2. непреднамеренное (непроизвольное), при котором нет заранее поставленной цели.

Наиболее специфическими для ланд­шафтного проектирования факторами зрительного восприятия являются:

  • условия ориентации в природ­ном ландшафте;
  • динамика естественной освещенности и подвиж­ность колорита.

Роль времени наблюдения в ландшафтном дизайне

Решающее влияние на степень детальности рассмотрения объ­екта, а следовательно, глубину познания его содержания оказывает время осмот­ра . В процессе восприятия сознание человека стремится распознать содержание пейзажа путем детального осмотра наиболее важных его компонентов.

По мере уменьшения времени зритель­ного восприятия сокращается площадь осмотра пейзажа за счет исключения компонентов второстепенной важности, поэтому чем меньше возможное время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть композиционно подчеркну­та разница между главным и второсте­пенным. Расположение главных эле­ментов должно быть ритмичным, ком­пактным и легко усваиваться созна­нием зрителя на фоне общей кар­тины.

Избыточное количество информации также не спо­собствует благоприятному воздействию парковой композиции на зрителя, по­скольку часть ее оказывается не воспринятой и не осознанной. В резуль­тате снижаются оценки декоративно­художественных качеств пейзажа, он плохо запоминается. Из психологии известно, что количество объектов, одномоментно удерживаемых в кратковременной памяти человека, не превышает 7 (±2), поэтому наиболее оптимальны ландшафтные композиции с 5-6 акцентами (узлами) .

Пределы зрительного восприятия влияют на общее восприятие простран­ства, особенно в зонах, огражденных плотной «стеной» высокоствольной зелени:

  • пространства, размеры которых не превышают 25 м, создают впечатление интимности;
  • пространства, размеры которых пре­вышают 140 м, с давних времен воспринимались как очень большие (гипертрофиро­ванные).

Роль освещения в ландшафтном дизайне

Характер освещения непосред­ственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха (вспомним, как притягивает нас залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи и т.п.). Скользящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмурные дни и туманы кардинально изменяют выражение ландшафта и условия его зрительного восприятия.

Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определя­ет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной компози­ции.

Из всего многообразия условий есте­ственного освещения можно выделить наиболее типичные, специфически влия­ющие на восприятие ­ландшафтной композиции, а именно:

  1. дневное солнечное освещение;
  2. рассе­янное, диффузное – в пасмурный день, туман, дождь.

В ясную погоду территория и находящиеся на ней предметы освещены солнечным направ­ленным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затененные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизме­няет объемно-пространственную харак­теристику пейзажа и его элементов:

  1. при низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные по­верхности, выразительно выявляется фактура горизонтальных (цвет дерева кажется светлее, а масса меньше; падающие тени на землю значительно удлинены);
  2. при падении солнечных лучей на поверхность под углом 45° создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм (этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне);
  3. при падении лучей под углом 60° большая часть листвы деревьев с обычной (раскидистой) формой крон (дуба черешчатого, вяза, сосны обыкновенной и других деревьев) находится в тени; наиболее выразитель­на при этом освещении фактура деревьев с пирамидальной и колонновидной формами крон (например, вечнозеле­ный кипарис, тополь пирамидальный, ель и др.).

  • ориентация всей композиции и ее элементов по странам света;
  • размещение зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу;
  • направление осмотра.

Во время солнечного заката превали­руют желтые и красные цвета, заметно окрашивающие наземные предметы. В местах визуальной видимости точки перехода солнца за горизонт могут быть созданы видовые площадки, обеспечива­ющие осмотр панорамы солнечного заката. Наиболее подходят для этого возвышенные территории, бельведеры, террасы, плоские крыши парковых сооружений. Отсюда живописная карти­на будет восприниматься в окружении и через ажур зеленых насаждений, которые расположены на передних планах и видны темным силуэтом.

Рельеф, климатические условия также влияют на условия освещения. В се­верных широтах предпочтительнее раз­мещать сады на склонах южной ориентации с благоприятным микрокли­матом. В этом случае все предметы освещены солнцем, имеются большие возможности использования светотене­вых приемов. В садах южных широт предпочтительны склоны северной ори­ентации. При одинаковом составе насаж­дений на ровной местности затененность территории больше, чем на южных склонах. На северных склонах падающие тени удлиняются, а площадь затененной территории увеличивается.

Фронтальное солнечное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Наиболее осве­щенные места здесь больше соответству­ют их природному цвету и значительно отличаются от затененных поверхностей, где колорит меняется, а светотеневые переходы смягчаются. Деревья, имею­щие темные глянцевитые листья, заметно отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голу­бого цветов.

Выразительность растений, восприни­маемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листвы, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высве­ченные листья располагаются только по контуру и не всегда могут создать должный эффект. У деревьев с раскиди­стой кроной и тонкой листвой большая часть кроны может эффективно светить­ся в «контровом» освещении.

Характер освещения во многом опре­деляет и восприятие цвета . При формировании ландшафтных компози­ций использование цвета в основном сводится к сопоставлению теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей сообразно их положению в пространстве и сочета­нию между собой. Соче­тание цветов играет важную роль в объемно-пространственных компози­циях.

Факторы цветовой гармонии в ландшафтном дизайне:

  1. особенности климата и свя­занного с этим естественного освещения;
  2. цвет местного ассортимента раститель­ности, его изменения по временам года;
  3. колорит местных строительных материалов и окружающей природной среды.

Например, в районах с продолжи­тельной зимой, особенно в северных зонах страны, яркое колористическое решение архитектурных объектов может оказывать мощное эстетическое воздей­ствие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белых и приглу­шенных зеленых тонов в окружающем пейзаже и при отсутствии красочной листвы у деревьев.

Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные — уменьшать пространство, теплые — приближать и холодные — удалять предметы от на­блюдателя.

В ландшафтном проектировании ис­пользуется целый ряд приемов:

  1. цветовой контраст между главным объектом рассмотрения и фоном. Он может достигаться силой цвета, а также сочетанием холодных и теплых тонов, сопоставлением жестких и мягких цветовых оттенков;
  2. количественный цветовой контраст, когда на преобладающем фоне одного цвета выделяется малое цветное пятно другого;
  3. решение отдельных зон парка в ло­кальном, присущем только им колорите;
  4. ритмическое построение цветовых композиций и пространств;
  5. создание иллюзии, зрительно усилива­ющих или ослабляющих отдельные элементы парковой композиции или ансамбля, исправляющих с помощью цветового нюанса пропорции, форму предметов и глубину пространств.

Светоцветовые формы природы в тече­ние суток, сезона находятся в посто­янной динамике, а формы и цвет архитектурных сооружений неизменны, поэтому необходимо учесть все осо­бенности колористических изменений ландшафта. Так, одним из приемов колористического решения ан­самбля может быть размещение светлых по тону зданий и светлой по колеру раститель­ности на высоких отметках рельефа, а темных по тону, небольших по объему и низких сооружений и растительности темных оттенков — на пониженных уча­стках, подчеркнув пластические осо­бенности рельефа, усилив выразитель­ность силуэта.

Архитектурно-пространственная структура сада является важной со­ставляющей частью художественного замысла, т. е. находится во взаимосвя­занной композиционной системе его центров, основных и второстепенных доминант, локальных акцентов и ней­трального фона. Степень сложности этой структуры зависит:

  1. от назначения и функционального зонирования террито­рии;
  2. от рельефа и других особенностей ландшафта;
  3. от размеров участка и других факторов.

Геометричность и живописность ком­позиционных приемов предопределя­ются прежде всего топографией местно­сти, общей ландшафтной характеристи­кой. Геометричные по форме архитек­турно-ландшафтные ансамбли обладают ясностью, быстро постигаемой структу­рой, однако в случае частых и долговре­менных посещений их одними и теми же людьми начинают производить впечатле­ние монотонности.

Средства гармонизации ансамбля в ландшафтном дизайне

Соразмерности частей и цело­го добиваются путем ­художественного (осознанного или ин­туитивного) пропорционирования объ­екта; соответствие между человеком и его предметным окружением обеспечи­вается правильно выбранным масштабом всех составляющих ансамбль элементов, как больших, так и малых; выразитель­ность композиции, возможность ее «прочтения» зависит прежде всего от контрастных и нюансных переходов между этими элементами, ощущение упорядоченного разнообразия достига­ется за счет их ритмической организа­ции. Важным средством гармонизации архитектурно-ландшафтного ансамбля является также исторически сложившийся стиль.

Пропорциональность — это сораз­мерность составных частей ансамбля, гармоническое соотношение между его составными частями. В художественном произведении составляющие его формы пропорционально взаимосвязаны и пред­ставляют собой единую, цельную компо­зицию, обусловленную назначением и тектонической структурой.

Читайте также:  Елка из веток и шишек

Старые мастера архитектуры широко пользовались пространственными отно­шениями, в основу которых были положены простые и иррациональные числа. Особенно широкое применение имело золотое сечение, или, как именовал его Леонардо да Винчи, «золотое число», которое в математиче­ском выражении представляет собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку. Пропорция золотого сечения нашла применение и в ландшафтной архитектуре. Пропорционирование органично связано с природными особенностями террито­рии и ее ландшафтным зонированием, архитектурно-планировочной структу­рой, функциональным назначением, мас­штабом и приемами художественного убранства.

В современном градостроительстве с использо­ванием типовых проектов и индустриаль­ных деталей, пропорции и модуль которых во многом определяются осо­бенностями заводского производства, не удается в полной мере использовать правило золотого сечения. Очевидно, оно не может быть единственным основопо­лагающим в сложных объемно-пространственных композициях. Модуль и стандарт в принципе не только не препятствуют развитию и при­менению пропорций в современной архитектуре, но, возможно, явятся той органической основой, на которой должна возникнуть новая система пропорций.

Масштабность — важнейшее сред­ство архитектурной композиции, сред­ство достижения художественной выра­зительности садово-парковых ансамб­лей. Масштаб должен рассматриваться не только как специфическое качество архитектурного ансамбля сада и окружающей застройки, но и как результат воздействия определенной оптимальной функционально-планировочной структуры.

У людей складывается устойчивое представление о наиболее типичных размерах тех или иных пространств, сооружений, их элементов, формах, объемно-пространственных построени­ях. Эти представления составляют основу масштабных оценок зрителя, его впечатление о «нормальном» масштабе (например, жители современных больших городов уже привыкли к укруп­ненному масштабу городских про­странств и сооружений).

Впечатление наблюдателя о масштабе пространств и зданий меняется и в зави­симости от характера окружающей среды. Одни и те же поляна, массив зелени, дерево, сооружение, аллея приобретают различную масштабную характеристику в зависимости от того, расположен ли сад или парк в окружении многоэтажной городской застройки или в условиях природного окружения. Для масштабах оценок характерны тенден­ция соотносить однородные объекты, возникновение ассоциативных впечатле­ний. С увеличением размеров сада, сооружения возникают представления о его большей значимости.

Ритм является важным средством композиционного единства архитектур­ных и природных форм, обусловленный в природе закономерностями биофизиче­ских процессов, а в архитектурных решениях — спецификой функциональ­ного назначения, конструкций и матери­ала, особенностями строительного про­изводства. И в природе, и в архитектуре ритм служит «регулятором» простран­ственно-временных и количественных изменений формы.

Наличие каких-то повторяющихся или чередующихся элементов — линий, объ­емов и т. п. (например, в виде дорожек, деревьев, бордюров) — в пейзажной картине есть простейшее проявление пространственного ритма. Примером самого примитивного ритма – повтора – могут служить линейные посадки одно­породных и одновозрастных деревьев, более усложненного – чередование в определенной последовательности де­ревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллей, которое улавливается пешеходом в процессе движения, во времени.

Как правило, в живописных пей­зажных построениях ритм менее заме­тен, чем в регулярных.

Задача правильного размещения рит­мических акцентов — одна из важней­ших при архитектурно-ландшафтной организации. При этом надо помнить, что уже три-четыре повторяющихся явления вызыва­ют у человека предположение об их периодичности.

Нюанс и контраст активно использу­ются в архитектурно-ландшафтных ан­самблях на основе гармонической связи природы и архитектуры.

С использованием нюансных отноше­ний можно добиться пластичных перехо­дов от природной среды к сооружению, «растворить» здание, малые архитектур­ные формы в окружающем ландшафте. При этом обеспечиваются малозаметные переходы структуры, пластики, цвета, тона, света, массы природных и архитек­турных элементов.

Контрастные композиции, основанные на выделении и подчеркивании дина­мичных архитектурных форм, строятся на выразительном их противопоставле­нии нейтральным плоскостям лужаек, водных бассейнов, спокойным по силуэту и пластике зеленым массивам и рельефу.

Контраст и нюанс, эти виды отношений, применимы к раз­мерам, формам, фактуре, цвету, осве­щенности всех компонентов парка, а также их ритмическому положению на территории. Если при контрастных отношениях преобладает противополож­ность однородных свойств, то при нюансе эти отличия мало заметны и построены на тонкостях и оттенках. Здесь более выражено сходство, чем различие.

Все многообразие контрастов можно условно свести к двум разновидностям:

  1. противопоставление, которое воспринимается единовременно, т.е. од­ним взглядом;
  2. последователь­ное противопоставление, которое воспри­нимается лишь в движении.

Во втором случае следует иметь в виду как различия между отдельными зонами, так и само чередование зрительных эффек­тов вдоль определенного маршрута. При этом каждый последующий контраст должен быть как-то подготовлен преды­дущими впечатлениями, введением не­коей паузы, так как слишком частые контрастные противопоставления вза­имно ослабляют друг друга, могут привести к сенсорному утомлению и раздробить, измельчить общее впе­чатление. Мастерами садового искусства давно уже замечено, что контраст лучше строить на противопоставлении не всех признаков, а лишь одного-двух, с выявле­нием каких-то связующих элементов, объединяющих противопоставляемые предметы и явления.

Тождество — полное сходство со­измеримых признаков, линейных разме­ров — служит выражением внутреннего равновесия и статичности. Торжествен­ное чередование компонентов парка (например, скульптур, фонтанов, деревь­ев вдоль аллеи) устанавливает их метрическую закономерность в про­странственной композиции.

Солнце мое: Как сделать план дачного участка, исходя из движения солнца

Выбор светлой или темной стороны — это не борьба сил добра и зла. На участке пригодятся как солнечные, так и теневые зоны

Траектория движения солнца, его положение относительно горизонта и продолжительность светового дня зависят от места, где вы живете, а точнее — от его широты. За полярным кругом длятся долгие полярный день и полярная ночь, широта Санкт-Петербурга (а на самом деле — и значительно севернее и южнее) знаменита своими белыми ночами, а местности, близкие к экватору, — равной продолжительностью дня и ночи.

Солнце движется по небосводу неравномерно, точки его восхода и захода смещаются в течение года. Меняется и высота его движения над горизонтом. Верхняя точка траектории за сутки достигается в полдень. В течение года самое высокое положение солнце занимает в день летнего солнцестояния, самый длинный день в году — 22 июня, самое низкое — 22 декабря, в день зимнего солнцестояния.

Инсоляция и дизайн в обустройстве ландшафта
Для определения инсоляции (облучения солнечными лучами) помещений в жилом и общественном строительстве производятся тщательные расчеты с помощью инсоляционного графика или специальных программ, а нормы регламентированы законодательно. Для того, чтобы спланировать участок своими руками, можно ограничиться и достаточно примерной схемой. Хотя даже условная схема движения солнца будет различаться для разных мест и времен года.

Первое — компас
Для начала нужно определить положение участка относительно сторон света. Возьмите план участка и нанесите на него направления севера, юга, востока и запада, а также — промежуточные точки: северо-восток, северо-запад, юго-запад и юго-восток. Дальше можно продолжить работать с этим же планом, а можно перечертить его так, чтобы направления по сторонам света располагались перпендикулярно листу. Обычно север располагают сверху, но вы можете сделать так, как удобней вам. Если на участке уже есть постройки, нужно отметить их на плане и указать их высоту, хотя бы примерно. Также нанесите на план соседские строения и высокие деревья, которые располагаются вблизи границ участка. Учитывать это в ландшафтном дизайне участка (даже если вы это делаете своими руками) просто необходимо.

Отметьте тени до оформления участка
Положение солнца для разных регионов и времени — его азимут (угол по отношению к северу) и высоту — можно определить при помощи специальных программ или онлайн-калькуляторов. На основе этой информации, зная высоту объектов, можно нанести тени от них в разное время дня и года. Отметьте на плане предельные положения. Самые длинные тени будут при низком положении солнца: утром, вечером и зимой. Самые короткие — когда солнце находится высоко: в полдень, особенно — летом. Вы можете использовать для них разный цвет или разную интенсивность окраски. Так вы получите карту затенения участка в течение дня. В общем, можно наметить тени и просто зная ориентацию участка по сторонам света, но в этом случае план получится очень приблизительным.

Впрочем, есть и более простой способ, но требующий терпения и внимательности, — наблюдение. Находясь на участке в течение дня, просто отмечайте на плане расположение теней в разное время.

Основные источники затенения на участке: дом, строения, забор, высокие деревья и деревья с густой раскидистой кроной. Их тени и отразятся на вашей карте. Если же строений на вашем участке пока нет, их можно сразу размещать с учетом желательных зон затенения.

Разная функция — разный дизайн и потребность в освещенности
Теперь можно подойти к практической стороне вопроса. Чтобы размещать зоны в своих владениях, нужно проанализировать, какое освещение будет оптимальным для каждой из них.

Дом
Если вы хотите обеспечить максимум солнечных зон на участке (особенно это касается маленьких пространств), то дом лучше расположить в северной его части так, чтобы большое пятно тени от него ложилось на подъездную дорогу.

При эко-строительстве и проектировании энерго-эффективных домов также очень ответственно подходят к их размещению и планировке. Жилище располагают так, чтобы обеспечить его прогревание в часы низкого солнца и в холодные месяцы, но при этом защитить от перегрева жарким высоким солнцем. Для этого на южном фасаде устанавливают большие окна или делают сплошное остекление, но одновременно снабжают его навесом, террасой или балконом, который должен защищать от солнца в жаркие полуденные часы и в летние месяцы, но не препятствовать прогреву помещений низким зимним солнцем. В итоге дом прогревается низкими косыми лучами утреннего, вечернего и зимнего солнца. Но защищен от полуденного зноя.

Дополнительно, определяясь с планировкой дома, подумайте, какие помещения и в какое время вам бы хотелось видеть освещенными солнцем. И в соответствии с этим решайте, в какой части дома их разместить. Хотите ли вы просыпаться от солнечного света или любите поспать подольше? Мечтаете завтракать в залитой солнцем кухне или ужинать в закатных лучах? Мне, например, очень нравятся остекленные веранды, размещенные так, чтобы утром и вечером их пронизывало солнце, то есть с южной, юго-западной или юго-восточной стороны дома. В любом случае, желательно, чтобы жилые помещения были освещены солнцем в течение какой-то части дня. Особенно это касается детских. Не зря нормы инсоляции жилых и общественных помещений так жестко регламентированы. Ведь солнце, помимо эстетической роли, выполняет гигиеническую функцию, обеззараживая помещение и формируя здоровый микроклимат.

В то же время, есть помещения, которые солнцем освещать необязательно, и даже лучше располагать в тени. К ним относятся многие хозяйственные зоны: гараж, постирочная, котельная, кладовые. Отдельный погреб, если он у вас есть, также лучше располагать с северной стороны дома.

Зоны отдыха
Их лучше планировать с разными световыми режимами — и теневые, и на солнце. Это можно реализовать либо на местах, освещенных солнцем только часть дня, либо, если позволяет пространство, закладывая несколько площадок с разной функциональностью. Например, для загара нужно солнечное место, для отдыха и расслабления стоит разместить уголок в полутени; зону барбекю выгодно подчеркнет вечернее солнце — как раз в то время, когда ее чаще всего используют. То есть, если вы хотите совместить эти функции в одной площадке, она должна быть освещена примерно до обеда, затенена днем и снова освещаться солнцем вечером.

Хозяйственные зоны
Рабочие пространства стоит размещать в тени и полутени: заниматься ремонтом и другими делами на солнцепеке не очень комфортно. Там же постройте и погреб, о котором я уже упоминала. Открытую стоянку для машины — тоже отправьте в тень, чтобы она меньше нагревалась.

Детская площадка
С одной стороны, игровая зона должна быть хорошо освещена, чтобы малыши получали достаточное количество солнечных лучей, с другой — ей необходимо частичное затенение, чтобы они не перегревались в жару (особенно это касается мест для относительно статичных игр, например — песочницы). Можно разместить игровую зону на солнечном месте, устроив искусственное затенение при помощи тента или навеса, либо частично закрыть от солнца высокими кустарниками и раскидистыми кронами деревьев.

Идея: Для локального затения детской площадки можно использовать и ее собственное оборудование: игровой домик или комплекс для лазания — для этого разместите их с южной стороны игровой зоны.

Ссылка на основную публикацию