Зрительный анализатор уязвимый орган, который требует всегда бережного отношения к себе

Урок биологии по теме “Зрительный анализатор”

Разделы: Биология

Личностные:
– содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни;
– способствовать формированию бережного отношения к органу зрения, использование знаний для наблюдений за состоянием собственного здоровья

Метапредметные:
– развить навыки работы учащихся с учебником;
– развивать умение сравнивать, анализировать, соотносить делать выводы;
– развивать умение давать оценку результатам деятельности;
– коммуникативные навыки.

Предметные:
создание условий для формирования понятий о строении и функционировании зрительного анализатора.

Организационный этап (этап мотивации).

– Добрый день, ребята!. Сегодня у нас очередной урок анатомии, на котором вы продолжите раскрывать секреты строения и функционирования своего организма.

Этап проверки усвоения пройденного учебного материала.

Учащиеся выполняют задания в индивидуальных рабочих картах урока, заносят туда свои результаты.

Задание 1. Соотнесите органы чувств и раздражители, которые они воспринимают:

Орган чувствРаздражитель.
1. Орган зрения.
2. Орган слуха.
3. Орган вкуса.
4. Орган обоняния.
5. Орган осязания.
А. Красный сигнал светофора.
Б. Гладкий шелк.
В. Горькое лекарство.
Г. Пожарная сирена.
Д. Аромат духов.

Задание 2. Расположите части анализатора по порядку.

а) Ассоциативная зона коры головного мозга,
б) рецепторы,
в) проводящие пути.

Задание 3. Соотнесите понятие и определение.

Определение.Понятия.
А – Системы, состоящие из рецепторов, проводящих
путей и центров в коре больших полушарий.
Б – Способ получения информации.
В – Возникновение в сознании образов которых нет.
Г – Кажущиеся, ошибочные изображения.
1 – Иллюзии.
2 – Анализаторы.
3 – Галлюцинации.
4 – Модальность.

Самопроверка. Учащиеся осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы.

Задание 1. 1-А; 2-Г; 3-В; 4-Д; 5-Б

Задание 2. Б, В, А

Задание 3. А-2; Б-4; В-3; Г-1

Все правильно – 1 балл; 2 ошибки – 0,5 балла;

Все верно – 1 балл; 1 ошибка – 0,5 балла;

Все верно – 1 балл; 1 ошибка – 0,5 балла.

Этап актуализации опорных знаний и умений.

Назовите, какие вы знаете анализаторы: (Зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный.)

Как вы считаете, какой из анализаторов дает нам больше всего информации о окружающем нас мире?

(Более 95 % информации человек получает с помощью зрительного анализатора.)

Недаром говорят “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”

Этапы: Постановка учебной проблемы.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Поэтому вы наверно уже можете сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся формулируют тему. “Зрительный анализатор, его строение и функционирование”.

В курсе изучения зоологии мы рассматривали особенности органов зрения различных животных: простые и фасеточные глаза членистоногих, удивительно совершенные органы зрения головоногих моллюсков, феноменальную остроту зрения птиц.

Так, коршун с высоты 2000 метров заметит падаль, лежащую на земле. Глаза хищной птицы по праву можно назвать уникальным биноклем. Если принять остроту зрения орла за 100 процентов, то зрение человека составляет всего 52 процента от орлиного зрения.

Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Действительно, именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

Какова цель, задачи урока? Учащиеся формулируют цель урока. Ставят задачи.

Этапы: Открытие нового знания. Первичная проверка понимания.

Мы можем видеть лица своих родных людей, красоту природы. – “Это надо видеть”, – говорим мы друг другу. Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз.

Серые глаза – рассвет,
Пароходная сирена,
Дождь, разлука, серый след
За винтом бегущей пены.

Черные глаза – жара,
В море сонных звезд скольженье,
И у борта до утра
Поцелуев отраженье.

Синие глаза – луна,
Вальса белое молчанье,
Ежедневная стена
Неизбежного прощанья.

Карие глаза – песок,
Осень, волчья степь, охота,
Скачка, вся на волосок
От паденья и полета.
Р. Киплинг

Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое. О, глаза – значительная вещь. Вроде барометра. Все видно – у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится. (Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце.)

А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть.
Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.
“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке вам приоткроется эту тайна.

Просмотр видеофильма “Строение глаза”.

Задание 1. Прочитайте статью учебника “Положение и строение глаза” стр. 244, рассмотрите рис. 102.

Сделайте подписи к рис. 1. (Всего 9 баллов.)

1 – ресничное тело,
2 – роговица,
3 – хрусталик,
4 – радужная оболочка.
5 – зрительный нерв,
6 – сетчатка,
7 – сосудистая оболочка,
8 – белочная оболочка,
9 – стекловидное тело.

Работа в парах. Учащиеся осуществляют взаимопроверку и выставляют себе баллы в рабочую карту урока.

Работа группы учащихся с моделью глаза.

Задание: собрать модель глаза.

Объяснение строения глаза.

Задание 2. (Всего 6 баллов.)

Каждой функции подберите соответствующую оболочку или вспомогательные структуры глаза.

Название.Функции.
Слезная железа.1. Выделяют слёзы, увлажняют, промывают, защищают глаза.
Веки, ресницы, брови.2. Защищают глаз от внешних воздействий: пыль, повреждения; отводят пот от глаз.
Белочная оболочка.3. Защищает поверхность глаза, впереди переходит в роговицу.
Сосудистая оболочка.4. Питает глазное яблоко, свет внутри не рассеивается, впереди переходит в радужную оболочку.
Хрусталик.5. Хрусталик, меняя форму, участвует в построении изображения, пропускает световые лучи.
Сетчатка.6. Содержит зрительные рецепторы (палочки, колбочки), на ней строится изображение увиденного.

Работа в парах. Учащиеся осуществляют взаимопроверку и выставляют себе баллы в рабочую карту урока.

Задание 3. Все правильно – 3 балла; 2 ошибки – 1 балл.

Составьте схему прохождения лучей используя термины: хрусталик, зрачок, роговица, сетчатка, стекловидное тело.

Учащиеся осуществляют самопроверку, результаты фиксируют в рабочей карте урока.

Именно она обеспечивает нам зрение. На сетчатке отображаются предметы, которые мы видим. Информация о них затем передается по зрительному нерву в головной мозг.

а) палочки – воспринимают свет;
б) колбочки – цвет;
Желтое пятно (макула) – место наилучшего видения (много колбочек);
Слепое пятно – место выхода зрительного нерва (нет фоторецепторов).

Задание 4. Работа в группах.

Выполнить лаб. работу: обнаружение слепого пятна рис 103 с. 247.

Задание 5. Работа в группах.

Выполнить лаб. работу: “Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением” стр. 249.

Задание 6. Просмотр видеоролика.

Сделайте подписи к рис. 2. (Всего 3 балла.)

1 – глаза,
2 – зрительный нерв.
3 – зрительная зона коры больших полушарий.

Учащиеся осуществляют самопроверку, результаты фиксируют в рабочей карте урока.

Этап эмоциональной и физической разгрузки.

Глаза обладают великолепными свойствами, отражающими почти безошибочно психоэмоциональное и физическое состояние человека. Без всякого преувеличения можно сказать, что глаза, как никакие другие органы характеризуются самыми красочными эпитетами.

А знаете ли вы, какие глаза у вашего соседа по парте?

Я предлагаю Вам посмотреть друг другу а глаза и описать их. Какие они? Подобрать к ним эпитеты.

Эпитеты к глазам.

Бархатные
Бегающие
Бездонные
Блестящие
Быстрые
Жгучие
Сверкающие
Печальные
Влюбленные
Вдохновенные
Выразительные
Веселые

Насмешливые
Сияющие
Холодные

Горящие
Гордые
Грозные
Грустные

Нахальные
Сонные
Радостные

Добрые
Доверчивые
Зоркие
Задорные
Задумчивые
Озорные
Юркие
Умные
Искрящиеся
Колючие
Кроткие
Красивые
Ледяные
Потухшие
Жалостные
Томные

Этап: Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итоги, подсчитаем баллы.

Подписи к рис.1 – 9 баллов;

Соотнесение функций и структур – 6 баллов;

Схема прохождения лучей – 3 балла;

Подписи к рис.2 – 3 балла;

Успешно выполненные лабораторные работы – 2 балла.

Оценка “5” – 23-22 балла.

Оценка “4” – 21-18 баллов.

Оценка “3” – 18-12 баллов.

Оценка своей работы, урока.

(Учащиеся отмечают свое отношение к уроку, своей работе на древе знаний.)

Домашнее задание: параграф 49, вопрос 1 – 5 устно.

Сообщение по теме “Иридодиагностика”, Гущин, Решу ЕГЭ А-34 “Человек”.

Глаза умеют говорить,
Кричать от счастья или плакать,
Глазами можно ободрить,
С ума свести, пуститься в драку.

Словами можно обмануть,
Глазами это-невозможно.
Во взгляде можно утонуть,
Если смотреть неосторожно.

Не знают устали глаза,
Что видят всюду, то внимают,
Пусть не коснется их слеза,
Лишь счастьем пусть они сияют.

Их взгляд, как меч, пронзает все,
Они – как древний врачеватель,
Они-с душою заодно,
Так сотворил их наш создатель

Орган зрения

Анализаторы

Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость – способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

  • Периферический – рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
  • Проводниковый – чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
  • Центральный (корковый) – участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы
Зрительный анализатор

С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть – орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.

Глазное яблоко лежит в костном вместилище – глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:

    Наружная, называемая также – фиброзная оболочка

Эта оболочка подразделяется на роговицу и склеру. Склера – белочная оболочка, которая характеризуется плотностью и непрозрачностью. Она выполняет опорную и защитную функции.

Впереди непрозрачная склера переходит в прозрачную роговицу. Роговица (роговая оболочка) обладает высокими светопреломляющими способностями, и лишена кровеносных сосудов (а это значит, что она отлично приживается при трансплантации).

В составе средней оболочки выделяют три части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.

Радужка расположена спереди в форме ободка, посередине которого располагается отверстие – зрачок. В радужке могут находиться разные пигменты и их сочетания, что определяет цвет глаз. Зрачок способен сужаться (при ярком освещении) и расширяться (в темноте) благодаря наличию в радужке мышц сужающих и расширяющих зрачок.

Ресничное тело расположено впереди собственно сосудистой оболочки. При сокращении ресничной (цилиарной) мышцы меняется кривизна хрусталика, так как отростки ресничной мышцы крепятся к нему. Изменения кривизны хрусталика имеет важное значение для аккомодации – настройки глаза на наилучшее видение объекта.

Собственно сосудистая оболочка располагается в задней части глаза, богата кровеносными сосудами, обеспечивающими питание и транспорт газов для тканей глаза.

Сетчатка изнутри прилежит к сосудистой оболочке. Сетчатка воспринимает световые раздражения и преобразует их в нервные импульсы. Это становится возможным благодаря наличию в ней особых фоторецепторных клеток – палочек и колбочек.

Палочки обеспечивают сумеречное зрение (в темноте), колбочки служат для цветового восприятия, активируются при достаточно интенсивном освещении, вследствие чего в темноте человек практически не различает цветов.

На сетчатке имеются слепое и желтое пятна. Слепым пятном называется место выхода зрительного нерва – здесь отсутствуют палочки и колбочки. Желтое пятно (макула) – место наиболее плотного скопления колбочек, где чувствительность к свету самая высокая. В центре макулы находится центральная ямка.

Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело – прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик – прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию – настройку глаза на наилучшее видение объекта.

Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение – это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: “Расслабьтесь, посмотрите вдаль”. При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.

По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело – свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

  • Действительное – соответствует тому, что на самом деле видим
  • Обратное – перевернуто вверх ногами
  • Уменьшенное – размеры отраженной “картинки” пропорционально уменьшены

Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела – затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка – “искры из глаз”. Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.

Заболевания

Конъюнктива – слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы – выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза – конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза – “красными глазами”, а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.

При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.

При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.

Гигиена зрения

Для того, чтобы сохранить хорошее зрение на долгие годы, или же не допустить дальнейшего ухудшения зрения, следует придерживаться следующих правил гигиены зрения:

  • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
  • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей – с правой стороны
  • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
  • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется – это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
  • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Зрительный анализатор

У большинства людей понятие «зрение» ассоциируется с глазами. На самом деле глаза – это только часть сложного органа, именуемого в медицине зрительный анализатор. Глаза являются лишь проводником информации извне к нервным окончаниям. А сама способность видеть, различать цвета, размеры, формы, расстояние и движение обеспечивается именно зрительным анализатором – системой сложной структуры, которая включает несколько отделов, взаимосвязанных между собой.

Знание анатомии зрительного анализатора человека позволяет правильно диагностировать различные заболевания, определять их причину, выбирать правильную тактику лечения, проводить сложные хирургические операции. У каждого из отделов зрительного анализатора есть свои функции, но между собой они тесно взаимосвязаны. Если хоть какая-то из функций органа зрения нарушается, это неизменно сказывается на качестве восприятия действительности. Восстановить его можно, только зная, где скрыта проблема. Вот почему так важно знание и понимание физиологии глаза человека.

Строение и отделы

Строение зрительного анализатора сложное, но именно благодаря этому мы можем воспринимать окружающий мир настолько ярко и полно. Состоит он из таких частей:

  • Периферический отдел – здесь расположены рецепторы сетчатки глаза.
  • Проводниковая часть – это зрительный нерв.
  • Центральный отдел – центр зрительного анализатора локализован в затылочной части головы человека.

Основные функции зрительного анализатора – это восприятие, проведение и обработка зрительной информации. Анализатор глаза не работает в первую очередь без глазного яблока – это и есть его периферическая часть, на которую приходятся основные зрительные функции.

Схема строения непосредственного глазного яблока включает 10 элементов:

  • склера – это наружная оболочка глазного яблока, сравнительно плотная и непрозрачная, в ней есть сосуды и нервные окончания, она соединяется в передней части с роговицей, а в задней – с сетчаткой;
  • сосудистая оболочка – обеспечивает провод питательных веществ вместе с кровью к сетчатке глаза;
  • сетчатка – этот элемент, состоящий из клеток фото-рецепторов, обеспечивает чувствительность глазного яблока к свету. Фоторецепторы бывают двух видов – палочки и колбочки. Палочки отвечают за периферическое зрение, они отличаются высокой светочувствительностью. Благодаря клеткам-палочкам, человек способен видеть в сумерках. Функциональная особенность колбочек совершенно другая. Они позволяют глазу воспринимать различные цвета и мелкие детали. Колбочки отвечают за центральное зрение. Оба вида клеток вырабатывают родопсин – вещество, которое преобразует световую энергию в электрическую. Именно ее способен воспринимать и расшифровывать корковый отдел головного мозга;
  • роговица – это прозрачная часть в переднем отделе глазного яблока, здесь происходит преломление света. Особенность роговицы состоит в том, что в ней совсем нет кровеносных сосудов;
  • радужная оболочка – оптически это самая яркая часть глазного яблока, здесь сосредоточен пигмент, отвечающий за цвет глаз человека. Чем его больше и чем ближе он к поверхности радужки, тем темнее будет цвет глаз. Структурно радужная оболочка представляет собой мышечные волокна, которые отвечают за сокращение зрачка, который, в свою очередь, регулирует количество света, передающегося к сетчатке;
  • ресничная мышца – иногда ее называют ресничным пояском, главная характеристика этого элемента – регулировка хрусталика, благодаря чему взгляд человека может быстро сфокусироваться на одном предмете;
  • хрусталик – это прозрачная линза глаза, главная его задача – фокусировка на одном предмете. Хрусталик эластичен, это свойство усиливается окружающими его мышцами, благодаря чему человек может отчетливо видеть и вблизи, и вдали;
  • стекловидное тело – это прозрачная гелеобразная субстанция, заполняющая глазное яблоко. Именно оно формирует его округлую, устойчивую форму, а также пропускает свет от хрусталика к сетчатке;
  • зрительный нерв – это основная часть проводящего пути информации от глазного яблока в области коры головного мозга, обрабатывающие ее;
  • желтое пятно – это участок максимальной остроты зрения, он расположен напротив зрачка над местом входа зрительного нерва. Свое название пятно получило за большое содержание пигмента желтого цвета. Примечательно, что некоторые хищные птицы, отличающиеся острым зрением, имеют целых три желтых пятна на глазном яблоке.

Периферия собирает максимум зрительной информации, которая затем через проводниковый отдел зрительного анализатора передается к клеткам коры головного мозга для дальнейшей обработки.

Вспомогательные элементы глазного яблока

Глаз человека подвижен, что позволяет улавливать большое количество информации со всех направлений и быстро реагировать на раздражители. Подвижность обеспечивается мышцами, охватывающими глазное яблоко. Всего их три пары:

  • Пара, обеспечивающая движение глаза вверх и вниз.
  • Пара, отвечающая за движение влево и вправо.
  • Пара, благодаря которой глазное яблоко может вращаться относительно оптической оси.

Этого достаточно, чтобы человек мог смотреть в самых разных направлениях, не поворачивая головы, и быстро реагировать на зрительные раздражители. Движение мышц обеспечивается глазодвигательными нервами.

Также к вспомогательным элементам зрительного аппарата относятся:

  • веки и ресницы;
  • конъюнктива;
  • слезный аппарат.

Веки и ресницы выполняют защитную функцию, образуя физическую преграду для проникновения инородных тел и веществ, воздействия слишком яркого света. Веки представляют собой эластичные пластины из соединительной ткани, покрытые снаружи кожей, а изнутри – конъюнктивой. Конъюнктива – это слизистая оболочка, выстилающая сам глаз и веко изнутри. Ее функция тоже защитная, но обеспечивается она за счет выработки специального секрета, увлажняющего глазное яблоко и образующая невидимую естественную пленку.

Слезный аппарат – это слезные железы, от которых по протокам слезная жидкость выводится в конъюнктивальный мешок. Железы парные, расположены они в уголках глаз. Также во внутреннем уголке глаза находится слезное озерцо, куда стекает слеза после того, как омыла наружную часть глазного яблока. Оттуда слезная жидкость переходит в слезно-носовой проток и стекает в нижние отделы носовых проходов.

Это естественный и постоянный процесс, никак не ощущаемый человеком. Но когда слезной жидкости вырабатывается слишком много, слезно-носовой проток не в состоянии ее принять и переместить всю одновременно. Жидкость переливается через край слезного озерца – образуются слезы. Если же, наоборот, по каким-то причинам слезной жидкости вырабатывается слишком мало или же она не может продвигаться через слезные протоки по причине их закупорки, возникает сухость глаза. Человек ощущает сильный дискомфорт, боль и резь в глазах.

Как происходит восприятие и передача зрительной информации

Чтобы понять, как же работает зрительный анализатор, стоит представить себе телевизор и антенну. Антенна – это глазное яблоко. Оно реагирует на раздражитель, воспринимает его, преобразует в электрическую волну и передает к головному мозгу. Осуществляется это посредством проводникового отдела зрительного анализатора, состоящего из нервных волокон. Их можно сравнить с телевизионным кабелем. Корковый отдел – это телевизор, он обрабатывает волну и расшифровывает ее. В результате получается привычная для нашего восприятия зрительная картинка.

Подробнее стоит рассмотреть проводниковый отдел. Он состоит из перекрещенных нервных окончаний, то есть информация от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого – к правому. Почему именно так? Все просто и логично. Дело в том, что для оптимальной расшифровки сигнала от глазного яблока к корковому отделу его путь должен быть максимально коротким. Участок в правом полушарии мозга, ответственный за расшифровку сигнала, расположен ближе к левому глазу, чем к правому. И наоборот. Вот почему сигналы передаются по перекрещенным путям.

Перекрещенные нервы далее образуют так называемый зрительный тракт. Здесь информация от разных частей глаза передается для расшифровки к разным частям головного мозга, чтобы сформировалась четкая зрительная картинка. Мозг уже может определить яркость, степень освещенности, цветовую гамму.

Что происходит дальше? Уже почти окончательно обработанный зрительный сигнал поступает в корковый отдел, осталось только извлечь из него информацию. В этом и заключаются основные функции зрительного анализатора. Здесь осуществляются:

  • восприятие сложных зрительных объектов, например, печатного текста в книге;
  • оценка размеров, формы, удаленности предметов;
  • формирование восприятия перспективы;
  • различие между плоскими и объемными предметами;
  • объединение всей полученной информации в целостную картинку.

Итак, благодаря слаженной работе всех отделов и элементов зрительного анализатора, человек способен не только видеть, но и понимать увиденное. Те 90% информации, которую мы получаем из окружающего мира через глаза, поступает к нам именно таким многоступенчатым путем.

Как изменяется зрительный анализатор с возрастом

Возрастные особенности зрительного анализатора неодинаковы: у новорожденного он еще не сформирован до конца, младенцы не могут фокусировать взгляд, быстро реагировать на раздражители, в полной мере обрабатывать полученную информацию, чтобы воспринимать цвет, размер, форму, удаленность предметов.

К 1 году зрение ребенка становится почти таким же острым, как у взрослого человека, что можно проверить по специальным таблицам. Но полное завершение формирования зрительного анализатора наступает только к 10–11 годам. До 60 лет в среднем, при условии соблюдения гигиены органов зрения и профилактики патологий, зрительный аппарат работает исправно. Затем начинается ослабление функций, что обусловлено естественным износом мышечных волокон, сосудов и нервных окончаний.

Что еще интересно знать

Получать трехмерное изображение мы можем, благодаря тому, что у нас есть два глаза. Выше уже говорилось о том, что правый глаз передает волну к левому полушарию, а левый наоборот, к правому. Далее обе волны соединяются, направляются к нужным отделам для расшифровки. При этом каждый глаз видит свою «картинку», и только при правильном сопоставлении они дают четкое и яркое изображение. Если же на каком-то из этапов происходит сбой, происходит нарушение бинокулярного зрения. Человек видит сразу две картинки, причем они различные.

Зрительный анализатор не напрасно сравнивают с телевизором. Изображение предметов, после того как они пройдут преломление на сетчатке, поступает к головному мозгу в перевернутом виде. И только в соответствующих отделах преобразуется в более удобную для восприятия человека форму, то есть возвращается «с головы на ноги».

Есть версия, что новорожденные дети видят именно так – в перевернутом виде. К сожалению, рассказать об этом сами они не могут, а проверить теорию с помощью специальной аппаратуры пока что невозможно. Скорее всего они воспринимают зрительные раздражители так же, как и взрослые люди, но поскольку зрительный анализатор сформирован еще не до конца, полученная информация не обрабатывается и адаптируется полностью для восприятия. Малыш просто не справится с такими объемными нагрузками.

Таким образом, строение глаза сложное, но продуманное и почти совершенное. Сначала свет попадает на периферическую часть глазного яблока, проходит через зрачок к сетчатке, преломляется в хрусталике, затем преобразуется в электрическую волну и проходит по перекрещенным нервным волокнам к коре головного мозга. Здесь происходит расшифровка и оценка полученной информации, а затем ее декодирование в понятную для нашего восприятия зрительную картинку. Это, действительно, схоже с антенной, кабелем и телевизором. Но намного филигранней, логичней и удивительней, ведь это создала сама природа, и под этим сложным процессом на самом деле подразумевается то, что мы называем зрением.

Обобщающий урок-путешествие по теме Анализаторы

Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания об анализаторах. Развитие творческих способностей, логического креативного мышления и познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, воспитание потребности здорового образа жизни.

Расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.

Дети должны уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.

Учащиеся должны уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой.

Развивать умения сотрудничества, умения выступать, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, слушать товарищей.

Учащиеся должны понять важность изучаемого материала, что знания и умения, полученные в ходе урока, пригодятся не только в дальнейшей учёбе, но и в повседневной жизни.

Продолжать формировать у учащихся навыки коммуникабельности, гуманных отношений к одноклассникам, выработать чувство ответственности за выполнение своей части работы.

Воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.

Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, принадлежности к экспериментам.

(Слайд №2) Загадка: один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)

Учитель: как назвать одним словом? (анализаторы) .

Ребята, нам сегодня предстоит вспомнить все, что мы знаем об анализаторах, т.е. совершить путешествие в страну, которой нет ни на одной карте мира, в страну анализаторов. Здесь нам предстоит совершить несколько остановок на станциях: Зрительный анализатор; слуховой анализатор; вкусовой и обонятельный анализаторы; осязание, кожно – мышечная чувствительность; Это интересно; Готовимся к ЕГЭ.

(Слайд №3) А маршрутная лента нашего путешествия следующая: Анализаторы – Что такое анализатор? – Какие бывают анализаторы? – Как работают анализаторы?

Так что же такое анализатор?
(Анализатор – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.)

Какие бывают анализаторы?

Учитель: пожалуйста, соедините стрелками органы чувств и те раздражения, которые они воспринимают.

(На доске и в тетрадях)

Как устроен анализатор?
(Анализатор состоит из трех частей – рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга.)

Что такое рецепторы?
(Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды)

Какие функции выполняет проводник?
(Проводит импульсы от рецепторов в головной мозг)
Какие функции выполняет зона коры полушарий большого мозга? (Проводит анализ поступившей информации)

Итак, предлагаю вам все это доказать.
Что вы можете сказать об этом предмете (демонстрация ручки)

С помощью какого анализатора вы получили эту информацию?
(Зрительного)

Станция: Зрительный анализатор

(Слайд №4) Расскажите, пожалуйста, строение зрительного анализатора. Ребята, а почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? (Потому что в коре больших полушарий в затылочной доле происходит окончательное различие раздражений)

Проведём эксперимент: рассмотрите предложенные рисунки. Что вы увидели? (Лица – ваза, молодая и старая женщина …)

Это доказывает, что глаза смотрят на одинаковые картинки, а мозг каждого из нас увидел разное)

Станция: Слуховой анализатор

Продолжим наше путешествие из мира красок в мир звуков, который нас с одной стороны раздражает, а с другой стороны мы наслаждаемся пением птиц, журчанием ручейка, шорохом листвы.
(звучит музыка)

(Слайд №5) Расскажите, пожалуйста, строение слухового анализатора.

Проведём эксперимент: Погрызите сухарик. Послушайте себя, а потом соседа. Слышите ли вы соседа хруст? А себя? Когда громче? А почему? Ведь уши снаружи? Кости проводят звук?

(Глухие могут танцевать, улавливая ритм музыки через колебания пола. Людвих ванн Бетховен, будучи глухим, был знаменитым композитором. Слушал музыку с помощью трости, одним концом он упирался ею в рояль, а другой брал в зубы)

Какой анализатор расположен во внутреннем ухе?
(Вестибулярный аппарат).

Станция: Вкусовой и обонятельный анализаторы.

Из мира звуков мы продолжаем наше путешествие в мир вкусов и запахов, итак станция: Вкусовой и обонятельный анализаторы.

( Проведём исследование. С завязанными глазами оценить запах)

(кофе, чай, чеснок, лук, лимон)

Объясните, как возникают ощущения запаха?
(Орган обоняния находится в слизистой оболочке верхнего отдела носовой полости. Здесь находятся обонятельные рецепторные клетки. Частицы вещества, попав в носовую полость, вызывают раздражения рецепторов. Возникает импульс, который по обонятельным нервам поступает в соответствующие центры в коре полушарий головного мозга и человек ощущает запах.)

С действием химических веществ на рецепторы связано и ощущение вкуса.
( Проведём эксперимент по определению вкуса пищи. Испытуемому с завязанными глазами предлагается оценить вкус пищи и узнать продукт)

(виноград, киви, редис, яблоко, апельсин)

Как возникает ощущение вкуса?
(У человека орган вкуса представлен множеством вкусовых почек, расположенных в слизистой оболочке языка, мягкого неба, зева и глотки. В них содержатся рецепторы. Они воспринимают сладкое, кислое, горькое, другие раздражители и дают первое вкусовое ощущение, а в результате сложного взаимодействия разных рецепторов – вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных и соответствующих анализаторов возникает полное вкусовое чувство).

Проведём следующий эксперимент: обсушите чистой салфеткой язык, а я положу вам на язык что – то вкусненькое, а вы поднимите руку, когда ощутите вкус. Почему не сразу почувствовали вкус? (мы чувствуем вкус растворённой пищи)

Станция: Осязание, кожно – мышечная чувствительность

Очень много рецепторов не только на языке, гораздо большее количество их расположено на кончиках пальцев.

Проведём опыт: (С завязанными руками оценить качества предмета). Почему определили предмет?

(Благодаря кожной чувствительности мы воспринимаем механические воздействия на кожу, то есть осязаем. С помощью осязания можно судить о показателях предмета и даже узнать его, если он нам знаком).

Проведём эксперимент: завяжем глаза учащемуся, который должен описать в каком состоянии находится его тело.
Почему это возможно?
(От мышц, сухожилий, суставных капсул, связок постоянно идут импульсы, информирующие головной мозг о состоянии органов опорно-двигательного аппарата. Это кожно-мышечная чувствительность.)

Каково главное условие деятельности любого анализатора?
( Эксперимент: Три человека образуют цепочку: рецептор – проводник – зона к.б.п., передают предмет. При нарушении цепи, предмет не доходит до зоны коры полушарий большого мозга)

Вывод: Главное условие деятельности анализатора – это его целостность.

Что может нарушить целостность анализатора?
(болезни, курение, употребление алкоголя и наркотиков)

Просмотр учебного фильма «Влияние табака на здоровье подростка»

(Слайд №6) Станция: Это интересно

1. В 30 случаях из 100 шум сокращает жизнь людей в городах на 8 – 12 лет.

2. Внутри улитки натянуто около 24000 поперечных эластичных волокон.

3. Частота звуковых колебаний, слышимых человеком, 16 – 20 тыс. в секунду.

4. Наиболее благоприятное влияние на человека оказывают зелёный и жёлтый цвета. Длительное действие красного создаёт цветовую усталость.

5. Во внутренних органах располагается около 1 млрд. рецепторов.

6. На 1 см квадратном имеется от 250 до 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела их до 8 млн.

(Слайд 7) 7. Американка Е. Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Её обучали, выписывая слова на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины, изучила четыре языка, стала автором книг.

8. Насчитывается до 400 тыс. запахов, которые воспринимаются человеком.

9. Голод повышает чувствительность к сладкому и снижает к кислому.

10. Точность аналитических весов до 0, 0001г, а человек по запаху может обнаружить вещество, которого в миллион раз меньше.

Станция: Готовимся к ЕГЭ

(Слайд №8) Вопрос 1: человек ночью вышел из освещённого помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел даже тропинку. Что произошло? (в условиях хорошего освещения человек воспринимал световое изображение колбочками. В темноте цветовое восприятие затухает и действуют палочки – клетки «ночного» зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Учёные обнаружили, что при длительном нахождении в условиях чрезвычайно ослабленного освещения чувствительность глаза может возрастать в сотни и тысячи раз)

(Слайд №9) Вопрос 2: Слепые читают книги, при написании которых использовали брайлевский шрифт, состоящий из комбинации точек. Объясните, какое чувство обеспечивает возможность восприятия пальцами точек на странице книги. Что собой представляют рецепторы, воспринимающие раздражение? (Осязание. Осязательное раздражение воспринимается свободными нервными окончаниями в коже кончиков пальцев)

(Слайд №10) Вопрос 3: при сухости в носу нарушается восприятие запаха. Почему? (Вещества – раздражители (запахи) воспринимаются чувствительными волосками обонятельных клеток в растворённом виде)

(Слайд №11) Вопрос 4: вы сидите в темноте и ничего не видите вокруг. Кто – то слегка прикоснулся к вашей руке. Вы почувствовали это прикосновение, ощутили давление на руку. Почему? (Прикосновения, ощущения давления, воспринимаются тактильными рецепторами, которые расположены в коже. Раздражение рецепторов вызвало возбуждение чувствительных нервных волокон. По ним через спинной мозг возбуждение передаётся в головной мозг, где и осознаётся как ощущение давления)

Учитель: Ребята, а вернуться из путешествия мы сможем только тогда, когда выполним 2 последних задания:

(Слайд №12) 1.Способность видеть…. Зрение.

2. Система, где рождается ощущение и происходит различение раздражений…. Анализатор.

3. Оптический прибор для коррекции зрения… Очки.

4.Элемент внутренного уха, выполняющий функцию слуха… Улитка.

5. Наружный покров тела, в котором расположены осязательные рецепторы… Кожа.

6. Рецептор сумеречного света… Палочка.

(Слайд №13) 7. Подвижный кожный покров глазного яблока… Веко.

8. Орган вкуса… Язык.

9. «Пятно», расположенное на сетчатке в основании зрительного нерва… Слепое.

10. Внутренняя оболочка глазного яблока… Сетчатка.

11. Скопление ушной серы… Пробка.

12. Отверстие в центре радужной оболочки… Зрачок.

13. Передняя часть сосудистой оболочки глаза… Радужка.

14. Орган слуха… Ухо.

(Слайд №14) 15. Камешек в органе равновесия… Отолит.

16. Прозрачная оболочка в передней части глаза… Роговица.

17. Чувство запаха и вкуса… Осязание.

18. Рецепторы, возбуждающиеся при любом воздействии, способном привести к разрушению ткани или органа…. Болевые.

19. Аппарат чувства равновесия…. Вестибулярный.

20. Способность слышать… Слух.

21. Тело – часть глазного яблока… Стекловидное.

22. Преобразователь раздражителей… Рецептор

23. Вещество, придающее окраску… Пигмент.

24. Орган зрения… Глаз .

Загадки, загаданные пословицами.

Отгадайте одинаковые слова, загаданные набором пословиц.

Они выше лба не растут.

Глаза верят самим себе, а они – другим людям.

У мудрого человека длинные они и короткий язык.

Не видать как своих их . (УШИ)

Береги его в большой мороз.

Пустой колос всегда его кверху дерёт. (НОС)

Без него и колокол нем.

Обязался им , закрепи делом.

Он болтает, а голова отвечает.

Он до Киева доведёт. (ЯЗЫК)

Они не на месте – совесть не чиста.

Лучше его лишиться, чем доброго имени.

Добрая пословица – не в бровь, а прямо в него.

Они – зеркало души.

У страха они велики.

У семи нянек дитя без него . (ГЛАЗ)

Итак, что мы выяснили за урок?
(В рецепторах возникают нервные импульсы. Они по рефлекторной дуге доходят до головного мозга, где возникают ощущения, восприятия, представления. Это сложная система, обеспечивающая анализ раздражителей называется анализатором и состоит из трех частей – рецепторов, проводника и соответствующей зоны коры полушарий. Согласованная деятельность анализаторов – главная причина восприятия окружающего мира как единого целого. Вредные привычки могут нарушить деятельность анализаторов)

На доске написано…

– Мое сегодняшнее открытие…

– Мне это пригодится в жизни, чтобы …

(Слайд 15) А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую вы видите на слайде. (Ключевое слово – Анализатор)

Домашнее задание: повторить параграфы 54 – 55. Задания по выбору: составьте кроссворд по теме «Анализаторы», или сообщения по теме «Нарушение деятельности анализатора».

На этом наше путешествие завершается. Урок окончен.

(Слайд 16) Список использованной литературы.

Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М.Р. Сапина / авт.- сост. Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.- 328с.

Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Биология. 8-(9) класс: Поурочные разработки к учебникам И.Н. Беляева, А.С. Батуева, А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. И др. – М.: ВАКО, 2007. – 416 с.

Контрольно-измерительные материалы. Биология:8 класс /Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2010. – 112с.

Школа молодого учителя/авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159с.

Энциклопедия для детей: Т.2 (Биология). – 2-е изд., перераб. и доп./ Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 686 с.: ил.

Зрительный анализатор уязвимый орган, который требует всегда бережного отношения к себе

Тесты по биологии. 8 класс

Предлагаемое пособие составлено для работы с учебником Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» и содержит задания, которые учитель сможет использовать при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний.

Тестовая часть заданий поможет учителю максимально эффективно использовать время на уроке для опроса, даст возможность быстро определить степень усвоения учащимися учебного материала и своевременно обратить внимание на проблемные моменты.

Тесты охватывают все разделы курса анатомии и физиологии человека, по окончании изучения которого учащимся предлагается выполнить итоговый тест, состоящий из 50 вопросов; учитель может по своему усмотрению разделить его на два варианта по четным и нечетным номерам вопросов или использовать полностью в течение урока.

Для сохранения стиля авторов учебника, экономии времени на уроке и более оперативного контроля в тестовой части заданий предлагается три варианта ответов (вариант 1).

Кроме тестов в пособии представлены задания по восстановлению пропущенных слов в предложениях, которые можно использовать в форме биологического диктанта или для работы по карточкам (вариант 2), а также вопросы разной степени сложности.

Вопросы, требующие письменного ответа, составлены с использованием текстов альтернативных учебников, научно-популярной литературы и могут быть использованы учителем при работе с любым учебником. Первая часть вопросов позволяет определить степень усвоения базового содержания предмета (вариант 3, требующие краткого ответа). Вторая часть вопросов – это задания наиболее сложного уровня (вариант 4, требующие развернутого ответа). При ответе на них предполагается использование дополнительной литературы. Вопросы вариантов 3 и 4 носят характер биологических задач, то есть развивают у учащихся умение анализировать, делать выводы, выдвигать собственные гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемные вопросы.

Умение давать развернутый ответ на вопрос очень пригодится учащимся для подготовки к ЕГЭ (вопросы группы С), для выработки навыков четкой формулировки своих ответов.

Многие вопросы направлены на развитие познавательного интереса к изучаемому предмету, приобретению практических сведений, необходимых в жизни.

В конце пособия имеются ответы на все предложенные вопросы, даже если они выходят за рамки материала данного учебника, например вопросы гигиены всех систем органов. Ответы могут рассматриваться как дополнительный материал, который учитель может использовать для проведения урока.

Наличие развернутых ответов позволяет использовать данное пособие не только учителем, но и учащимися, абитуриентами для подготовки к зачетам, экзаменам, самоконтроля и систематизации знаний, а также родителями для определения уровня знаний своих детей.

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Хорда на ранних стадиях развития человека формируется:

A. Под нервной трубкой

Б. Под кишечником

B. На брюшной стороне тела

2. Грудобрюшная перегородка млекопитающих, участвующая в процессе дыхания, называется:

Б. Барабанная перепонка

3. Количество шейных позвонков человека, как и у всех млекопитающих, составляет:

4. Биохимический состав крови человека наиболее сходен с кровью:

5. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:

A. Дифференцированные зубы

Б. Четырехкамерное сердце

B. Выкармливание детенышей молоком

6. К рудиментам человека относятся:

A. Хвостовые позвонки

7. Многососковость у человека – это пример:

B. Врожденной генетической патологии

8. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:

A. Мышление, сознание и речь

Б. Точная координация движений

B. Цветовое зрение

9. Преимуществом прямохождения является:

A. Разнообразие способов передвижения

Б. Прямая осанка

B. Освобождение руки для орудийной деятельности

10. Биологической расплатой за прямохождение у человека можно считать:

Б. Варикозное расширение вен нижних конечностей

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет – …, а под ней – …

2. Человек как представитель млекопитающих обладает рядом характерных признаков: наличие грудобрюшной перегородки – …,… сердца, семи… позвонков,… желез.

3. С приматами человека роднит сходство в строении… органов,… мускулатура, биохимический состав…

4… – это органы, утратившие свое биологическое значение, например:… позвонки,… ребра,… покров на теле.

5. Появление у человека признаков, свойственных далеким предкам, называется…

6. Отличительными чертами человека как биологического вида являются: высокоразвитый…, членораздельная…, способность изготавливать…

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Перечислите анатомические особенности человека, доказывающие его принадлежность к типу Хордовые.

2. Какая, на ваш взгляд, наиболее важная черта подчеркивает родство человека и млекопитающих?

3. Какие физиологические особенности являются общими для человека и человекообразных обезьян?

4. Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры.

5. В чем состоит различие между человеком и животными?

6. Каковы преимущества человека как биологического вида?

7. Какова биологическая расплата человека за возможность прямохождения?

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. Распределите систематические категории, определяющие принадлежность человека к Царству Животных, в правильном порядке: отряд Приматы, тип Хордовые, вид Человек разумный, подтип Позвоночные, род Человек, класс Млекопитающие, семейство Гоминиды.

2. Рассмотрите в учебнике рисунок на стр. 4. Чем скелет человека отличается от скелета гориллы?

3. Рассмотрите в учебнике рисунки рудиментов человека на стр. 4. Объясните биологическую целесообразность этих органов. Для чего у человека сохранились зубы мудрости, аппендикс, мельчайшие мышечные волокна вокруг волосков на теле?

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАСЫ ЧЕЛОВЕКА

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Ископаемая группа приматов, давшая начало обезьяноподобным и человекоподобным существам, называется:

Зрительный анализатор уязвимый орган, который требует всегда бережного отношения к себе

Подробное решение итоги главы Глава 11 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. 2018

Ответьте на вопросы, выполните задания.

1. Вопрос

Перечислите известные вам органы чувств. С какими анализаторами они связаны?

У человека пять основных органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждый орган чувств является первым звеном соответствующего анализатора, который состоит из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры больших полушарий.

2. Вопрос

Из каких частей состоит анализатор? Каковы их функции?

Анализатор состоит из рецепторов, проводящих путей и чувствительных зон коры больших полушарий.

3. Вопрос

Докажите на примерах, что анализаторы обладают специфичностью, т. Е. Могут дать полезную информацию только при анализе тех раздражителей, к которым они приспособлены?

Каждый анализатор обладает специфичностью: он реагирует только на свои раздражители. Например, глаза могут увидеть автомобиль, но услышать шум двигающегося автомобиля при помощи глаз невозможно, а при помощи зрительного и слухового анализаторов невозможно определить качество поверхностей автомобиля, а при помощи осязательного анализатора сделать это возможно.

4. Вопрос

Рассмотрите рисунок глаза на заднем форзаце учебника. Перечислите оптические среды глаза, позволяющие дать на сетчатке четкое уменьшенное обратное изображение.

Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы, влаги передней камеры, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза зависит от величины радиусов кривизны передней поверхности роговицы, передней и задней поверхностей хрусталика, расстояний между ними и показателей преломления роговицы, хрусталика, водянистой влаги и стекловидного тела.

5. Вопрос

Каково значение мышц, приводящих в движение глаз? Как благодаря их работе мы воспринимаем реальное положение предметов?

На сетчатке глаза изображение всегда уменьшенное обратное. Но мозг дает нам верную информацию: предметы воспринимаются в прямом изображении и в реальных размерах. Это возможно потому, что наряду со зрительной информацией от сетчатки идет информация от зрительных мышц. Мышцы «обводят» контуры предметов. Мозг учитывает масштаб уменьшения и движение глазных мышц. Это дает возможность получить прямое и натуральное восприятие объектов.

6. Вопрос

Рассмотрите на втором форзаце рисунок органа слуха. Проследите, как звуковые колебания превращаются в механические колебания, доступные для слуховых рецепторов.

Ушная раковина направляет звуковые волны в наружный слуховой проход. Звуковые волны вызывают колебания барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего. В среднем ухе находятся три маленькие слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), которые колебания барабанной перепонки передают перепонке овального окна, отделяющего среднее ухо от внутреннего. Благодаря наличию перепонки круглого окна жидкость внутреннего уха точно повторяет эти колебания. Во внутреннем ухе имеется орган слуха — улитка — спирально закрученный канал, разделенный продольными перегородками, идущими вдоль всей улитки, на три части. Рецепторы слуха находятся в спиральном органе улитки, занимающем часть среднего канала, и представляют собой волосковые клетки, каждая из которых имеет от 30 до 120 микроворсинок.

7. Вопрос

Известно, что наружный воздух через слуховую трубу может попасть в среднее ухо лишь при глотании, в спокойном состоянии вход в трубу закрыт. Почему при подъеме и посадке самолета предлагают сосать леденцы?

При взлете и посадке давление изменяется, давит на барабанную перепонку, возникает эффект «заложенности уха» и человеку кажется что он «глохнет», выровнять давление возможно при открытии слуховой (евстахиевой) трубы, но она открывается только при глотании, поэтому предлагают сосать леденцы. Выделяемая слюна сглатывается, евстахиева труба открывается, давление выравнивается, и ощущение глухоты проходит.

8. Вопрос

Как бы вы объяснили иллюзию микроскопа: чем больше увеличение, тем большая кажущаяся скорость объекта? Для этого проанализируйте формулу скорости v = s/t, где v — скорость, s — путь, t — время.

Если при увеличении микроскопа в 100 раз кажущаяся длина пути увеличится тоже в 100 раз, то насколько возрастет скорость инфузории, если время воспринимается одинаково — смотрим мы в микроскоп или нет.

Скорость движения инфузории не изменится.

9. Вопрос

Приведите примеры физических иллюзий, иллюзий перспективы, установки и других ошибок восприятия.

Физические (оптические) иллюзии: миражи, эффект «гало» (когда изображения людей превращаются в колоссальные теневые фигуры, которые проецируются на облака), полет в перевернутом пространстве, когда самолет летит над поверхностью моря в лунную и звездную ночь.

Иллюзия перспективы: рельсы железной дороги, или обочины шоссе как будто пересекаются у горизонта; чем выше горы, тем ближе они кажутся.

Иллюзия установки: изображение играющих детей на изображении коры больших полушарий головного мозга. Причем восприятие иллюзии установки для каждого человека индивидуально.

10. Вопрос

Рассмотрите на рис. 88 устройство вестибулярного аппарата и разъясните, какое значение имеет студенистое вещество с микроскопическими известковыми кристалликами, в которое погружены рецепторные клетки с ресничками.

Студенистое вещество с микроскопическими известковыми кристалликами, в которое погружены рецепторные клетки с ресничками, выполняет функцию сигнализатора.

Когда голова в вертикальном положении, кристаллики давят на волосковые клетки. Но стоит голове несколько отклониться от вертикального положения — направление давления изменяется, волоски деформируются, и в клетках — рецепторах возникает возбуждение, сигнализирующее об изменении позы.

11. Вопрос

Какие рецепторы участвуют в осязании?

В осязании участвуют тактильные рецепторы кожи, рецепторы мышц и сухожилий.

12. Вопрос

Какую функцию выполняют вкусовой и обонятельный анализаторы?

Человек ощущает запах вещества, даже если оно содержится в воздухе в незначительном количестве. Обоняние позволяет почувствовать запах несвежей пищи, вовремя предупреждает о наличии в воздухе вредных газов.

Вкусовой анализатор определяет формирование вкусовых ощущений. С помощью вкусового анализатора оцениваются различные качества вкусовых ощущений, сила ощущений, которая зависит не только от силы раздражения, но и от функционального состояния организма.

Дополните предложения

1. Изображение в близоруком глазу фокусируется перед сетчаткой, а в дальнозорком за ней.

2. Близорукость исправляется очками с двояковогнутыми линзами, дальнозоркость очками с двояковыпуклыми линзами.

3. При сильных ушибах и ожогах нельзя заниматься самолечением, нужно сразу обратиться к врачу. Доврачебная помощь при ушибах: приложить холод, обеспечить покой и немедленно вызвать неотложную помощь.

Доврачебная помощь при ожогах: не прокалывать волдыри, не срывать прилипшую одежду, накрыть пораженное место чистой тканью и немедленно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

4. Причиной воспаления среднего уха может стать проникновение возбудителей ангины и гриппа по слуховой трубе в среднее ухо.

5. Уровень уличного шума снижают зеленые насаждения. Растения поглощают шум.

6. На качелях хорошо тренируется вестибулярный аппарат.

7. Чтобы узнать запах предмета, надо направить струю воздуха к носу. Вдыхать пары незнакомого вещества нельзя.

Отметьте верные утверждения

3. Носослезный проток отводит избыток слезной жидкости в носовую полость.

4. Рецепторами сетчатки являются палочки и колбочки.

5. Центральный зрительный анализатор находится в затылочной доли коры больших полушарий, а слуховой — в височной.

7. Причиной раздражения слуховых рецепторов является деформация их волосковых клеток, возникающая при колебании основной мембраны под покровной пластинкой.

8. В осязании принимают участие тепловые, тактильные, мышечные рецепторы, рецепторы, воспринимающие давление и боль.

Читайте также:  Как приготовить торт с консервированными персиками
Ссылка на основную публикацию