Свадебные курники наполняли зернами и разламывали над головой молодоженов, осыпая их зернами на удачу

Свадебные обряды

Английское слово, обозначающее свадьбу, произошло от древнеанглийского слова, означающего «залог, поручительство, обет» , так как обе стороны клянутся соблюдать определенные правила, которые должны обеспечить их взаимное счастье. Вполне естественно, что такое серьезное событие обставляется со всем возможным торжеством, приличествующим данному случаю; многочисленные суеверия основаны на том, чтобы не сделать ничего такого, что помешало бы удаче жениха и невесты.

Наиболее благоприятным месяцем для вступления в брак считается июнь , хотя многие не знают причины этому. Дело в том, что июнь был посвящен Юноне, жене Юпитера, верховного бога в римской мифологии. Она считалась покровительницей брака и защитницей женщин. У римлян была поговорка, что брак в июне «хорош для мужчины и счастлив для женщины». С римских же времен неблагоприятным месяцем для свадеб считается май.

Насчет дня свадьбы традиция не так строга, хотя многие предпочитают не жениться в воскресенье. Пятница имеет нехорошие ассоциации, так как христиане полагают, что именно в этот день был распят Иисус Христос, а также Адам и Ева вкусили запретный плод. Однако у древних германцев пятница была самым счастливым из дней недели, а римляне посвящали ее Венере, богине красоты и мирской любви. По некоторым причинам немногие решаются жениться в понедельник и отдают предпочтение среде или субботе.

Существует поверье, что принесет новобрачным каждый из дней , в какой заключаются свадьбы: понедельник – здоровье, вторник – богатство, среда – лучший день, четверг – потери, пятница – крест, суббота – неудачу.

Чтобы обеспечить себе удачу, невеста сама должна выкроить и сшить приданое, кроме свадебного платья. Его обычно делают ее подруги. В один из стежков или складок они вшивают свои волосы, так как считается, что это ускорит их собственное замужество.

Так как белый цвет – это символ чистоты, невинности и простоты, то он как нельзя лучше подходит для такой церемонии. Но древнегреческие и древнеримские невесты носили желтые накидки, которые полностью скрывали их лицо. Зеленый – цвет неудачи, его не следует надевать. Голубой , наоборот, счастливый цвет для влюбленных, как мы упомянули ранее, и поэтому невеста может надеть голубое.

Обычай украшать свой наряд померанцем или так называемым «флёрдоранжем» сравнительно недавнего происхождения и был завезен в Англию из Франции приблизительно в 1820 году. Белые цветки означают невинность, а само дерево — плодородие. Гирлянды, венки и букеты цветов символизируют изобилие и процветание. В средние века невесты несли в руках колосья.

В день свадьбы невеста должна проснуться под пение птиц – в таком случае ей повезло и они с мужем никогда не будут ссориться и останутся верными друг другу. Паук на платье или фате – к добру, так как он означает богатство и довольство. Согласно старому обычаю, прежде чем отправляться в церковь, невеста должна покормить кошку, и если кошка потрется о ее ноги, то это хороший знак. Поглядев в последний раз в зеркало, невеста должна добавить что-нибудь к своему наряду, например, перчатки, иначе ей крупно не повезет.

Перед свадьбой невеста не должна плакать , так как это плохой знак. По дороге в церковь нежелательно встретить похоронную процессию, но очень хорошо встретить ягненка, жабу, голубя или паука. В церковь нужно входить правой ногой, а споткнуться — не к добру. Для того, чтобы быть счастливыми, жених и невеста должны улыбнуться друг другу перед алтарем.

Насчет жениха не так много предрассудков ; от него требуется только, чтобы он не встречался с невестой в день свадьбы до начала церемонии или не видел ее в свадебном платье до того, как они встретятся перед алтарем. По этой же причине он должен повернуться к ней спиной, пока она идет по церкви. Уже направившись в церковь, жених не должен возвращаться домой; если он что-то забыл, то должен послать своего шафера или друга. Он не должен ронять обручальное кольцо; лучше всего надеть его на палец невесты как можно дальше. Если у него это не выйдет, то молодожены вскоре разведутся, а если невеста поможет ему надеть кольцо, то домом править будет она.

Шаферы и друзья жениха – пережиток тех времен, когда невесту похищали и тот, кто хотел приобрести себе жену, должен был собрать группу крепких помощников для этого дела.

История же кольца настолько древняя, что ее невозможно проследить. В одно время его считали талисманом, приносящим удачу. Когда-то кольцами с печатками ставили печати на важных документах, и потому жених, дающий свое кольцо невесте, как бы утверждает над ней свою власть. Простое кольцо из золота или платины символизирует вечную любовь и преданность, в которой клянутся друг другу влюбленные.

Согласно древнему обычаю, обручальное кольцо надевают на безымянный палец , так как считалось, что в нем расположен нерв, напрямую связанный с сердцем.

При выходе из церкви жениха с невестой осыпают рисом или конфетти. Этот обычай пришел из Индии, а в Англии молодоженов некогда осыпали зернами пшеницы. Этот обряд символизирует счастье и плодородие. Конфетти вместо риса используют потому, что оно не такое опасное, тогда как твердые зерна могут попасть в глаза и поранить их.

После церемонии подруги невесты стараются схватить букет новобрачной . Та, кому повезет, выйдет замуж следующей. Но им следует помнить старинное поверье: «Трижды подруга невесты никогда сама не становится невестой». Если она старше невесты, то ей нужно надевать одежду зеленого цвета, иначе она никогда не найдет себе мужа.

Во время праздничного обеда главным украшением стола служит свадебный пирог . Пироги на свадьбу пекли еще в Древнем Риме, но тогда они еще не были такими изощренными и украшенными орехами и сластями. Свадебный пирог делали просто из муки, воды и соли; новобрачные ели его вместе для того, чтобы в их дом никогда не вошла нужда. Украшения и сахарная глазурь появились во времена короля Карла II.

Отказаться от угощения – значит желать невесте плохого. Существует также предрассудок, согласно которому здоровье невесты зависит от количества выпитого вина, пива или других спиртных напитков. Поэтому пить лимонад или воду на свадьбе — значит навлечь на невесту болезни и неприятности.

Иногда, когда невеста удаляется для того, чтобы переодеться к свадебному путешествию, она перекидывает одну из своих туфель через левое плечо, и та из подруг, кто ее поймает, выйдет замуж следующей.

При переодевании невеста должна тщательно вынуть все булавки, которыми крепились ее фата и украшения на платье, и отдать одной из подруг или выбросить. Если она использует такую булавку в своем костюме для путешествий, то ей не повезет и медовый месяц будет испорчен.

Обычай кидать новобрачным вслед старую туфлю или прикреплять ее на машину, вероятно, берет начало из того англосаксонского обычая, когда отец давал жениху старую туфлю невесты, которой тот дотрагивался до своей головы, утверждая свою власть. Другие утверждают, что это пережиток тех времен, когда невесту похищали силой.

Медовый месяц получил свое название от того, что древние германцы после свадьбы целых тридцать дней пили медовый напиток; в празднествах принимали участие и жених с невестой. Новобрачные должны были следить за тем, чтобы ничего не разбить, особенно зеркало. Случайные ссоры в этот период считались хорошим предзнаменованием, так как предсказывали счастливое будущее. Тогда же невеста могла носить и одежду зеленого цвета, которая приносила ей удачу и любовь жениха.

Что касается возвращения домой , то сейчас с этим связано мало обрядов. В Шотландии существует обычай, согласно которому жених должен нести невесту на руках, переступая порог нового для нее дома, а свекровь – разломать над ее головой песочное печенье. Иногда также выливают на порог дома кипяток. В некоторых странах принято, чтобы невеста клала тесто на порог своего лома в знак того, что она будет хорошей хозяйкой. В Ирландии над головой невесты разламывают овсяный пирог, чтобы молодожены никогда не знали нужды.

Чем посыпают молодых на свадьбе при выходе из дома и ЗАГСа?

Обряд «посевания» молодоженов в день свадьбы уходит корнями далеко в прошлое. Эта традиция позволяет пожелать молодым счастья и благоденствия. Сложно сказать, что на самом деле подразумевали славяне, создавая «ливень» из зерновых культур и цветов. Однако дождь всегда символизировал плодородие и благополучие, поэтому, создавая подобный эффект из монеток, зерна, конфет и лепестков цветов мы отдаем дань нашим предкам, соблюдая эту красивую и очень символичную традицию.

Монетами и зерном осыпают молодоженов при выходе из дома

Чем обсыпают молодоженов при выходе из дома? Этот вопрос волнует тех, кто празднует этот знаменательный день. После выкупа невесты молодых посыпает зернами и монетами мать невесты, тем самым провожая детей в долгий жизненный путь с пожеланиями благополучия и достатка. Однако на этом обряд обсыпания не заканчивается.

На протяжении всего дня молодых несколько раз обсыплют и дадут напутствия

Обряд бракосочетания и венчания

При выходе молодой пары из дверей дворца бракосочетания мужа и жену обсыпает мать жениха рисом и монетами, а также те, кто присутствовал на церемонии регистрации. Однако гостей стоит предупредить, что когда посыпают молодых на свадьбе, не следует сильно высоко подбрасывать сыпучие материалы, чтобы не угодить в лицо или прическу.

Все, кроме лепестков роз, бросают на уровне пояса и под ноги, а лепестки сыплют на голову молодым. Эффектный дождь из лепестков роз может подарить не только незабываемые впечатления молодым, но и оставить на память великолепные фотографии. Хотя не только розовые лепестки могут стать «обсыпкой». Это могут быть лепестки любых цветов.

Лепестками роз посыпают молодых на свадьбе

Вообще вариантов может быть очень много и о них нужно позаботиться заранее, приготовив сыпучие ингредиенты не только для мам молодых, но и для гостей:

  1. Когда кидают рис на свадьбе или пшено, то желают молодым много здоровых деток.
  2. Конфеты, цветные драже символизируют сладкую совместную жизнь будущим супругам.
  3. Деньги, мелкие монеты предвещают материальное благополучие, богатство, достаток семье.
  4. Конфетти, цветы, лепестки цветов способны не только украсить торжество, но и пожелать жениху и невесте любви и трогательной нежности.

Для создания красочного фонтана из конфетти можно использовать специальные свадебные фейерверки в виде большой конфеты или бутылки шампанского

Красочные видео и фотоматериалы станут великолепной памятью о самом счастливом дне для молодых. По приметам, если конфеты и монеты собирают дети, то это сулит семейной паре здоровых и счастливых деток. Эту традицию с удовольствием поддерживают дети приглашенных гостей, собирая сладости и деньги.

По другой традиции все это должны собирать молодые незамужние девушки и хранить, не используя. Это гарантирует им счастливую встречу с любимым, взаимное чувство и свадебное торжество.

Гости кидают рис на свадьбу с пожеланием здоровых деток

Обряды с использованием денег и зерна

Шуточные обряды выкупа невесты из родительского дома с требованием заплатить деньги за невесту и принять участие в нескольких интересных конкурсах – это не просто шутливые обряды. Раньше девушку действительно продавали в семью жениха за определенную плату.

Сегодня, как и встарь перед входом в Церковь расстилают покрывало и посыпают жениха и невесту монетами и при этом говорят пожелания, чтобы у молодых был достаток и благополучие

Момент воровства невесты во время застолья также корнями уходит далеко в прошлое. Нередки были случаи, когда гуляющие бояре могли украсть девицу прямо со свадебного торжества для собственных утех. Поэтому девушек берегли от посторонних глаз и отдавали замуж молодиц по предварительной договоренности с семьей жениха.

Зерно всегда почиталось нашими предками – это был залог сытости, благоденствия и гарантия выживаемости людей в течение года. Сегодня обряд посыпания зерном остался красивой традицией, однако сакральный подтекст остался неизменным – рис, пшено, пшеница, гречка остались залогом благополучной жизни и здорового потомства.

Осыпание молодых зерном с пожеланиями сытости и благоденствия

Осыпание молодых зерном происходит на протяжении всего дня, что служит символом сытой жизни, большого числа здоровых детей и достатка до конца дней.

Есть еще одна традиция, способная защитить молодых от злых духов и неприятностей. Во время обсыпания гости громко хлопают, кричат поздравления и создают много шума. По поверьям именно громкий звук способен отогнать всю нечистую силу от молодой семьи, тем самым впустив в их жизнь все хорошее и положительное.

Лепестки, монетки, конфетти: чем нынче осыпают молодожёнов

Идеальная современная невеста – не та, которая напрочь отказывается от всех обычаев свадебного дня. А та, которая смело обыгрывает знакомые каждому с детства традиции на новый лад. Если осыпание молодожёнов ассоциируется у тебя с горстями пшеницы, монет и конфет, летящими в новобрачных с лёгкой руки мамы невесты, и со стаей детей, собирающих добычу под ногами гостей, – нам точно есть, что тебе рассказать!

Читайте также:  Как приготовить тыквенный кекс

Взгляд в историю: зачем осыпают пару на свадьбе

Обычай осыпать жениха и невесту в день свадьбы пшеницей или житом уходит корнями во времена Древней Руси и Рима. Со стороны может показаться, что это весёлая забава для гостей и соседских детишек, не так ли? На самом деле, обряд этот выполнял роль оберега и даже заговора на процветание и большое, здоровое потомство пары. Также священник омывает людей и корзинки с продуктами на Пасху. Традиционно для осыпания выбирали местные зерновые культуры или семена, которые приносят самый богатый урожай в стране. В Италии жениха и невесту осыпают орехами с сахаром или кондитерскими изделиями, рис – популярный выбор в Америке, а пшеница широко используется во Франции и у нас.

В поисках альтернативы

В наши дни невесты стали посмелее и воспротивились традиционному обсыпанию зерном. Да-да, именно обсыпанию – щедро так, с головы до ног, как умеют это делать только наши бабушки. Кому охота весь праздник чувствовать себя принцессой на горошине, ощущая крупу в корсете платья и в причёске? Да и гостьи на шпильках, шагая по дорожке из пшеницы, вряд ли скажут вам спасибо.

Бумажное конфетти

На смену пшенице и рису пришли конфетти! Яркие, парящие в воздухе, они необычайно выигрышно смотрятся на свадебных фотоснимках. И пусть символизм действа теряется, традиция продолжает жить.

Конфетти могут быть разноцветными или гармонировать с цветовой гаммой свадьбы. Они могут быть как классическими, так и иметь форму – сердец, бокалов, птичек. Ты можешь приготовить для каждого гостя персональный пакетик для осыпания, а можешь сделать общий для всех ящичек, оформленный в свадебном стиле, откуда ваши гости смогут набирать горсти.

Представь себе, как вы с любимым выходите из Загса и радостные гости осыпают вас конфетти, вы улыбаетесь и делаете первые совместные фотографии в новом статусе мужа и жены. И мир вокруг кружит, как в той самой песне. Представила? А теперь забудь. Дело в том, что большинство Загсов запрещают “мусорить” на своей территории. Да и в ресторане не лишним будет уточнить, можно ли провести осыпание молодожёнов конфетти при входе в заведение и внутри.

Мыльные пузыри

Кто не любит эти милые, парящие в воздухе, мыльные шарики? Это достойный выбор, если ты ищешь заменитель риса или конфетти. Просто дай каждому из ваших гостей небольшую баночку с мыльной смесью, и сама увидишь, как увлечёт их сам процесс. И да, можешь рассчитывать на самые классные фото!

Ой, чуть не забыли сказать о недостатках. Будь внимательна: мыльные пузыри могут оставлять пятна на одежде, если концентрация мыла слишком сильная. Лучше перестраховаться и сделать предварительно пробу на нескольких кусочках разных тканей.

Лепестки роз

Вот он, бесспорный фаворит всех девочек! А самое главное, что розовые лепестки не просто красивые, приятно пахнут и создают невероятно романтическое настроение. Осыпание лепестками не уступает осыпанию зерном в символическом значении и обещает молодожёнам жизнь, полную любви и радости!

Не знаю, как тебе, а нам сразу вспоминаются маленькие девочки-ангелочки с цветочными корзинками, которые выстилают лепестками роз дорожку для невесты на свадебной церемонии. Разве это не чудесно? А после церемонии гости провожают улыбающихся уже мужа и жену и под весёлые возгласы подбрасывают в воздух сотни лепестков! Картинка, будто кадр из самого романтичного фильма на Земле…

Птицы или бабочки

Этот вариант не совсем подходит под термин “осыпание”, но тем не менее, достойная альтернатива давней традиции. Выпустить птиц, а ещё эффектней – бабочек в небо и так красиво закончить официальную часть торжества. Выбрав такой вариант, вы точно выделитесь на фоне других пар. Советик: если захотите провернуть фокус с бабочками, пусть это будет сюрпризом для всех присутствующих. Подготовьте именные коробочки для гостей и раздайте их после церемонии. И только потом откройте секрет, что сейчас будет происходить по сценарию! Плюс один в копилочку ярких эмоции, полученных гостями на вашем свадебном празднике.

Где и когда принято осыпать

“Что” ты уже знаешь, осталось разобрать “где” и “когда” – и можешь смело считать себя знатоком ещё одной свадебной традиции. Надо признать, на осыпания наши предки не скупились и проделывали это несколько раз:

  • У дома невесты, после выкупа – это традиционное осыпание. По секрету, уличная детвора очень ждёт этого ритуала, чтобы собрать побольше конфет и денег. Подумай, хочешь ли ты отказаться от этого. А если всё же не против порадовать маленьких соседей, наменяй побольше мелких монет и не скупись на конфеты. И не переживай – такое осыпание делается в пояс.

Первой осыпание молодожёнов начинает мама невесты – чтобы дочь её жила в благополучной и счастливой семье, второй осыпает мама жениха – чтобы сыну досталась послушная и заботливая жена. Это если вернуться к традиции, на всякий случай.

  • После выхода из ЗАГСа или церкви. Обязательно узнайте, в каком месте разрешается это делать, чтобы не получить штраф за мусор на территории.
  • Перед входом на банкет – такое место для осыпания выбирается в том случае, если перед этим присутствовали не все приглашённые вами гости. И потом, это очень красиво – пройти через «коридор» улыбающихся, приветливых друзей, родственников и близких, осыпающих вас и говорящих слова пожеланий.
  • Во время свадебного танца – гости становятся по кругу танцевальной площадки и бросают лепестки, конфетти, блёстки на счастливую танцующую пару. На фото и видео такой танец будет смотреться сногсшибательно!
  • В конце праздника, перед уходом молодожёнов – так родные и близкие провожают новобрачных.

Парочка советов от нас

1 Расскажи своим подружкам, когда и как ты хочешь устроить осыпание и пусть они руководят этим процессом на свадьбе.

2 Если в осыпании будут участвовать маленькие дети (а это очень мило смотрится ), обязательно прорепетируйте с ними несколько раз, чтобы ребятня всё сделала правильно.

3 Лепестки роз закупай заранее: в цветочных бутиках всегда есть сломанные розы (ни в коем случае НЕ увядшие), оборви лепестки и сложи в целлофановый пакет в морозильную камеру холодильника. А рано утром в день свадьбы – вуаля! лепестки будут свежими и красивыми.

С одной розы получается грамм 50 лепестков. То есть, пяти крупных бутонов роз будет достаточно на одно осыпание.

4 Кто сказал, что только лепестки роз подходят для осыпания? Можешь использовать любые цветы, которые использованы в оформлении зала или свадебной церемонии, и в том цвете, которой будет гармонировать с цветом вашей свадьбы.

5 Чтобы обряд смотрелся эстетично, сделай каждому гостю корзиночку или конвертик для элементов осыпания. Поверь, лепестки роз в целлофановом пакете – не добавят романтизма и красоты вашему празднику!

6 Если решили обсыпать конфетами, монетами и лепестками, надо разложить всё в разные коробочки: то, что бросается вверх, отдельно от того, что бросают «в пояс».

7 Можно ещё дать в руки гостям палочки, обвёрнуты фольгой, с разноцветными лентами на конце – пройти через такой «коридор» гостей будет и весело, и красиво.

8 Пускай весь процесс осыпания сопровождается громкими криками, смехом, свистом и бурными аплодисментами. Ведь это очень весёлая, шумная и задорная традиция!

Почему надо шуметь? По старым славянским поверьям, так отгоняют от молодой пары злых духов и нечистую силу. Кстати, по этой же причине и сигналят автомобили, когда везут молодожёнов.

Возможно, классическое осыпание молодожёнов и напоминает тебе советские свадьбы в школьных столовых, но теперь ты знаешь, что его смело можно сделать красивым и ярким! Неповторимого тебе праздника, наша идеальная современная невеста!

Wedding-life.ru

На нашем сайте вы можете не только почитать полезные статьи на свадебную тематику, но и посмотреть примеры свадебных поздравлений, а также заказать поздравление на свадьбу в виде стихов, песен, рэпа и в других форматах.

Стоит ли вообще проводить обряд обсыпания молодых в наше время? В общем-то, конечно, это решение принимают сами молодожёны. Но одно можно сказать точно: на фотографиях новобрачные, на которых летят лепестки роз, конфетти, рис, пшено и прочая «обсыпка», выглядят очень красиво. Да и, кто знает, возможно, этот старинный обряд и в самом деле имеет некую магическую силу и способен привлечь благополучие в только что родившуюся семью? Кстати, традиционно обряд проводят сразу после регистрации – у порога ЗАГСа. Обычно все ступеньки Дворца Бракосочетаний в день свадеб покрыты толстым слоем конфетти и цветов. Всё это, как правило, предусмотрено и потом убирается. Но, всё-таки лучше поинтересоваться заранее, можно ли проводить такой обряд в этом месте. Возможен выбор и других мест – на пути к столику на выездной регистрации или при входе в ресторан.

А теперь – подробнее о традиции:

  • Кто обсыпает молодых.
  • Чем обсыпать.
  • Нюансы.

Кто обсыпает молодых на свадьбе

Обряд обсыпания молодых – как бы символическое пожелание счастливой супружеской жизни. И традиционно провожать в добрый путь должны родители. А так как хранительницами домашнего очага издревле считаются женщины, то и проводят обряд матери новобрачных. Сначала – мама невесты, так как она как бы символически провожает дочь в новую жизнь и желает ей счастья и благополучия, передаёт опыт и знания. Затем – мама жениха, которая как бы встречает молодожёнов в начале совместного пути. Причём обсыпать она должна не только сына с молодой женой, но и автомобили, которые и повезут юную семью навстречу счастью. «Обсыпку» мамы должны держать в подоле.

Но, конечно, сегодня, когда магия старинных ритуалов уже не имеет такого огромного значения, совершенно необязательно привлекать родителей. Можно поручить эту важную миссию подружке и гостям. Если каждому дать по горсти того, чем обсыпают молодых, получится, что каждый как бы символически пожелает благополучия молодой семье.

Считается очень хорошим знаком, если монетки и конфеты потом соберут дети. Если верить приметам, это сулит семье рождение здоровых малышей. Есть и другое поверье – собирать «богатство» должны не дети, а незамужние подружки невесты. Причём монетки нельзя тратить, а конфеты – есть. Их нужно сохранить до собственной свадьбы для привлечения счастья и благополучия.

Чем обсыпать молодожёнов

Чем обсыпают жениха с невестой? Сейчас практически в любом свадебном салоне среди прочей атрибутики можно найти довольно большие упаковки искусственных цветов, лепестков и даже специального свадебного риса. Кстати, заказать лепестки живых роз можно и в цветочных магазинах. Там посоветуют перед торжеством для свежести подержать лепестки в морозилке.

Что традиционно входит в стандартный «обсыпочный» набор:

  • Зерно, рис, пшено. В древности на Руси молодых осыпали именно зерном и пшеном – для пожелания рождения детишек – здоровеньких и побольше. Рис в этом списке появился позже. Собственно, он является символом семейного благополучия на Востоке, но белые зёрна выглядят так празднично, что «свадебный рис» появился и в Европе, и в России.
  • Монетки. Ну, тут и объяснять не надо. Монетки всегда были символами богатства и достатка.
  • Сладости. Конфеты, которыми обсыпают молодых, должны обеспечить им сладкую и безбедную жизнь.
  • Конфетти, лепестки и цветы – это символическое пожелание красивой жизни и долгих лет.

Можно выбрать и что-то одно. В любом случае, чем осыпать молодых, могут решить и они сами.

Нюансы

Итак, решено – обряду обсыпания молодожёнов быть!

Что нужно учесть при обсыпании жениха и невесты:

  • В чём держать то, чем обсыпают молодожёнов? В пакете – некрасиво, в карманах – неудобно. Лучше всего приобрести специальные корзины, украшенные цветами и лентами.
  • Конфетти и лепестки лёгкие, а зерно и монетки – достаточно тяжёлые. Поэтому лучше всего держать их в разных корзинах. Конфетти и лепестки бросают вверх перед молодожёнами, а зерновые и деньги – под ноги. Если бросать их вверх, как лепестки, можно испортить причёску невесте и даже поранить молодожёнов.
  • Очень красиво смотрятся блестящие конфетти свадебной тематики – в виде сердечек, голубей и колечек.
  • Вопреки традициям, обсыпать транспорт монетками всё же не стоит – можно случайно поцарапать стекло или краску.

А чем обсыпают молодожёнов в других странах? В Италии – специями, в Германии – рисом, в Индии – цветами, в Болгарии – инжиром. Это и пожелание благополучия, и защита от злых духов. И, естественно, просто красивая и весёлая традиция.

Читайте также:  Рецепты пюре из цветной капусты

Ну, и, конечно, фотографа нужно предупредить – он просто обязан заснять такой красивый момент!

Мифологическое в русской свадьбе

Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни.

Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех ее видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети).

Обряд был насквозь пронизан магией. Использовались все ее виды.

  • Продуцирующая магия (от лат. producentis — “производящий”) была направлена на то, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность и многодетность их будущей семье, а также чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота.
  • Апотропейная магия (от греч. apotropaios — “отвращающий беду”) проявилась в многочисленных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. Этому служили иносказательная речь, звон колокольцев, острый запах и вкус, переодевание молодых, покрытие (или прятание) невесты, а также самые разнообразные предметы-обереги.

Пояс
Универсальным оберегом был пояс — часть одежды, принимающая форму круга. Считалось, что подпоясанного “бес боится”, поэтому венчаться шли в поясе. Магические свойства пояса скрепляли союз молодых: им обвязывали жениха и невесту, узел с приданым, свадебный пирог и др. Вместе с тем с помощью скрученного пояса ведьма могла превратить весь свадебный поезд в волков (у белорусов).

Полотенце
Разнообразные магические функции были связаны с полотенцем: им связывали молодых, опоясывали невесту, перевязывали поезжан, покрывали каравай, стелили как “подножник” при венчании и проч. Полотенца изготовляли из холста и вышивали традиционным узором, который сохранял мифологическую символику и, в соответствии с этим, был представлен характерным цветовым сочетанием: белый — красный — черный.

Обряд инициации

Многие магические действия восходили к древнему обряду инициации. Поскольку продолжение рода зависело прежде всего от женщины, свадебный обряд отражал женскую инициацию, его центром была невеста. В предсвадебный период невеста носила белую одежду (древний цвет траура), а в день свадьбы — обязательно красную (красный цвет символизировал жизнь). Указания на ритуальную “смерть” содержала поэзия предсвадебного периода. В своем причитании невеста сообщала о страшном сне: будто бы на ее улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться — и проч.

Свадебное деревце

Для среднерусской свадьбы характерен обряд “елки”. Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, называемая красотой (девьей красотой, красной красотой), украшенная лентами, бусами, зажженными свечами и проч., иногда с прикрепленной к ней куклой, стояла на столе перед невестой. Деревце символизировало молодость и красоту невесты, с которыми она прощалась навсегда. В свадебном приговоре утверждалось:

Да уж как этому ли дереву
Да не бывать два раза зелену,
Да а тебе, наша подруженька,
Да задушевная голубушка,
Да не бывать два раза в девушках.

Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву (зеленой, кудрявой березе) переадресовывалась жертвенная повинность инициируемых девушек: вместо одной из них погибало деревце, первоначально принятое в их родственный круг (заместительная жертва). Следы такого обычая видны в троицко-семицком обряде с березкой. И в свадебном обряде красота отождествлялась с самой невестой.

Свадебное деревце известно у большинства славянских народов как обязательный атрибут, предмет-символ, несущий в себе общую этническую характеристику славян. Вместе с тем у восточных славян отмечено большое разнообразие предметов, называвшихся красотой. Это не только растения (ель, сосна, береза, яблоня, вишня, калина, мята), но также девичья коса и девичий головной убор.

Головной убор невесты

Головной убор девушки-невесты назывался венец, венок, налобень, коруна. Его изготавливали в виде плотного обода с позументом, над которым выступал ажурный венок, украшенный жемчугом, перламутром, бисером и т.п. Такие венки особенно характерны для Русского Севера. На юге, а также в Беларуси и на Украине венки плелись из живых цветов. Изготовление венчальных венков из живых цветов представляло собой богатый, развитой ритуал.

Обряды с волосами

Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы, продажа косы, окручивание. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Русская девушка носила одну косу. Ее расплетали на девишнике и обычно уже не заплетали до венца. Невеста дарила подругам свои косны-ки — ленты для косы.

Ритуал продажи косы был реминисценцией купли самой невесты. “Возьми косу вместе с головой”, — говорила ее мать жениху. Продавал косу младший холостой брат невесты или другой родственник-мальчик, называвшийся подкосник.

Окручивание — один из кульминационных элементов обряда, происходивший сразу после венчания (в церковной сторожке, трапезной или, по приезде, в доме мужа). Невесте делали женскую прическу (две косы, обвитые вокруг головы) и подбирали волосы под женский головной убор (кокошник, кичку с сорокой, повойник, сборник). В отличие от девушки, женщина всегда должна была ходить с покрытой головой. По этому поводу сложена пословица: “Немного попето, да навек надето”.

В белорусской и западнорусской свадьбе известен также обряд подстригания волос жениху. В древности это действие было связано с вызовом родовых духов-покровителей. Возможно, этот обряд когда-то означал посвящение юношей в группу взрослых мужчин.

В день свадьбы или на следующий устраивались игры “в покойника”. Они зафиксированы в Поволжье, Курской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской губерниях. Пародийные похороны заканчивались тем, что “покойник” вскакивал и пускался в пляс. Игра завершалась общей пляской. Ритуальное веселье, пляска, смех должны были утвердить новую жизнь, символизировали возрождение невесты в новом статусе, что было последним звеном инициации, ее целью.

Пережитки ритуала инициации, изображающего ожившего покойника, сохранились и в календарных обрядах. Известны весенне-летние игры девушек в “русалку”, в “Кострому” и др. В них “умершая” внезапно вскакивала, била всех по рукам, приговаривая: “Пеки блины, поминай меня!” Данный обряд имеет глубокие индоевропейские корни. На это указывает немецкая средневековая игра “пляска смерти”, чешская плска “Мертвец”, аналогичные словацкие и сербские игры, карпатские игры при мертвеце (о чем писали А. Н. Веселовский и другие исследователи).

Обряды с печью

Свадебный обряд сохранил признаки древнего экзогамного брака, порожденного запретом на кровосмешение. Брачная пара должна была состоять из представителей разных родов. Поэтому в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты` из своего рода в род мужа. С этим связано поклонение печи — священному месту жилища.

Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.

Тотемные обряды

Растительный мир русской свадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Особо почитались вечнозеленый барвинок (символ прочности любви и брака) и ягоды калины (символ девичества). Калинкой назывались обряды, связанные с установлением добрачной невинности молодой, а также ее свадебная рубаха.

Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можно увидеть культ медведя (ряжение в медведя, меховая одежда и меховые подарки, использование вывернутого тулупа, символизировавшего шкуру зверя). Медведь должен был обеспечить богатство и плодородие. В некоторых местах атрибутом свадебного пира была жареная свиная голова, имевшая магическое значение (с ней разыгрывались сценки иронического чествования). На свадьбе, Святках и масленице рядились быком, при этом устраивали игры с эротическим смыслом.

С невестой были связаны образы птиц. Плодородящую силу имела прежде всего курица. Она фигурировала и как ритуальная пища, и как живая птица (курица-приданка).

У всех славян куриное мясо было непременным блюдом за свадебным столом, а также на постели молодых. Свадебный пирог курник представлял собой круглый хлеб с каймой и изображением петушиной головы. Известны старинные церковные запреты на жертвоприношения кур бере-гиням (ради них кур топили в реках и колодцах). В свадебном обряде, как и в троицко-семицком, важную роль играли и куриные яйца.

Аграрная магия

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер.

С идеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявился в банном обряде, которым завершался девишник. Производились магические действия с водой и с банными атрибутами (печью-каменкой, веником). В отличие от северной, для среднерусской свадьбы характерно послесва-дебное обливание — своеобразное игрище, величание молодой женщины, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с матеръю-сырой землей: ведь увлажненная дождями земля также могла проявить свою плодородящую сущность.

Известно, что древнерусский брак совершался у реки. Поэтому ситуация “брак у воды” часто встречается во многих жанрах русского фольклора: в песнях календарных обрядов, в балладах, былинах, сказках.

В добрачных, брачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился прежде всего как чествование каравая, которое в южных зонах было развито в каравай-ный обряд: он начинался в предсвадебном цикле, а заканчивался на княжем пиру раздачей каравая.

Каравай — это ритуальный, особо изготовлявшийся хлеб, которым встречали молодых от венца. Каравай украшали платками, красными лентами, калиной. Одаривание молодых на пиру называлось “положить на каравай”. Были зафиксированы хвалебные песни в честь каравая: “похвала караваю”, “каравай месят”, “как топят печь для каравая”, “как в печь сажают” и др.

В числе ритуальной пищи свадебного обряда, помимо уже отмечавшейся (каравай, курица, свиная голова), следует также назвать обрядовый пирог (с кашей, рыбой, курицей и др.), а также кашу, лапшу. Пирог характерен для севернорусской свадьбы, где он заменял каравай.

С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил.

Солярная обрядность

Верховным покровителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы было солнце. Рядом с ним возникали месяц, звезды, заря. Люди сами уподоблялись светилам. Вот как писал об этом И. В. Зырянов: “Солнечность, обожествление, золотая окраска видны не только на образах жениха и невесты, но и на образах их родителей, а также сватов и свадебных дружек. Невеста в поэзии рисуется через “девью красоту”, которая краше солнца, чище “злата-серебра”, лучше “дорогих самоцветов”. “Свойства светил, перенесенные на человеческий брак, сделали последний таинством”.

Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты. В песне сообщалось, будто бы он упал с неба и был так ярок, что мог осветить дорогу. Особенно значительной была концентрация небесного сияния в наиболее драматичный кульминационный момент свадьбы, а именно когда невеста, сидя за столом и ожидая приезда жениха, как бы расставалась со своей душой девушки. Невеста должна была плакать (“Не плачет за столом, наплачется за столбом”). При этом она катала свой венок по столу. Круглая форма венка, его “сияние” и обычай его катания по тесовенъкому столику изображали солнце как верховного покровителя обрядового таинства.

В. Ф. Миллер, А. А. Потебня и другие исследователи в славянских песнях с сюжетом “тонущей девицы” усматривали солнечный миф, повествование о небесном браке. Возможно, его следы сохранила песня “Воскресный день рано Сине море играло. ” В свадебных песнях невеста в веночке сравнивалась с хохлатой златоперой курочкой, с кукушкой, сбросившей свое обычное оперение и одевшейся в золотые перья, с золоторогой телочкой и т. п. В хороводных и свадебных песнях много внимания уделялось необычным, солнцеподобным волосам невесты и жениха. Из песни мы узнаем и о том, что небесными светилами расшиты обрядовая рубашка невесты и свадебный наряд жениха.

Севернорусская невеста сообщала в своем причитании, что вышивала свадебную рубашку три ночки: ивановскую, петровскую и ильинскую (период летнего солнцестояния). Она украшала рубашку красным солнышком, утренней зарей, младым полуночным светлым месяцем. И это соответствовало реальной вышивке на ее рубашке. Такой наряд соотносим с платьем сказочной царевны: “Она вышла в чистое поле, нарядилась в блестящее платье — кругом часты звезды! Скинула свой свиной чехол, надела платье: на спине светел месяц, на груди красно солнышко!

Читайте также:  Пшеница - злак, помогающий противостоять многим недугам

Небесным светом фольклор украшал поэтический образ свадебного терема: у него золотые выходы, переходы серебряные, в воротах столбы золотые, а сам он стоит, как жар горит. Подобный чудесный образ известен и в былине “Про Соловья Буди-мировича”, глубоко поэтизирующей любовь.

Слово “терем”, считает лингвист В. В. Колесов, несет в себе “образ неба, возвышающегося над человеком, бескрайнего, нарядного, сияющего неба, которое само по себе — праздник. Терем (из греческого teremnon — “дом, жилище”, также “дворец”, собственно: дворец с куполом) — символ неба, наличие купола для него было обязательным”.

Свадебный обряд

В День Покрова Пресвятой Богородицы на Руси традиционно играли свадьбы.

Этому обряду придавали огромное значение, молодые вступали в иную, взрослую, жизнь, и родственники, гости возвеличивали этот акт. Именно поэтому в свадебных песнях довольно часто встречается обращение «князь», «княгиня», «боярин», «боярыня». В сакральный день молодых особенно оберегали от воздействия темных сил, поэтому традиции хранились веками.

В работах этнографов свадебные обычаи занимают центральное место, что свидетельствует о значимости вступления в брак для крестьян. Это настоящий кладезь народного творчества, богатейший материал для анализа мировоззренческих представлений народа. Каждое действие имеет определенный смысл и символизирует напутствие в достойную, богатую, плодовитую жизнь.

Свадебный обряд конца 19 – начала 20 веков в Псковской губернии, записанный этнографом Г. Ореховым.

Сватом выбирался человек, умеющий говорить «красно», обычно, из числа родственников жениха. Если родственники страдали косноязычием, то специально приглашался сторонний опытный сват.
Перед выходом из дома мать жениха снимала с себя пояс и несколько раз ударяла им по спине свата, приговаривая: «не я бью, удача бьет».

Обычай «прибивать удачу» часто встречается и при исполнении других обрядов, при первом выгоне скотины на поле, к примеру. Интересно, что это действие исполняют исключительно крестьянки, в отсутствие матери, например, старшая сестра или тетка жениха. Мужчинам не пристало «заниматься подобной глупостью».

У входной двери дома жениха под ноги свату обязательно бросали шубу, считалось, что это к шумной, веселой свадьбе («Бросил шубу, наделал шуму»).

Выехав за деревню, сват останавливал свой экипаж и проводил кнутовищем черту за повозкой. Этим актом он как бы отсекал возвращение.

В доме невесты сват старался незаметно провести рукой по печке в знак «справного угощения», достойного приема. Сватовство, обычно, начинали со стороннего торга. К примеру, спрашивали хозяев: «Нет ли у вас поросят продажных?» Хозяева, смеясь, отвечали, что нет. Тогда сват продолжал: «А девок?» Ему отвечали, что есть одна. Приветливость хозяев свидетельствовала о том, что жених нравится. Во время сватовства проводят предварительный сговор о приданом невесты, основное обсуждение выносится на рукобитие.

В назначенный день в дом невесты приходили жених, отец жениха и другие родственники, обычно мужчины. Войдя в избу, жених прятал принесенную с собой бутылку водки под лавку. Речь начинал отец жениха: «Раз между нашими молодыми совет да любовь, можно и дело начинать». Родители невесты соглашались. Гости поочередно подходили к рукомойнику, мыли руки и вытирали полотенцем (уручником), подаваемым невестой. Потом все садились за стол, родственники жениха по одну сторону, родственники невесты – по другую. Молодым отводилось особое место, они сидели рядом. Собравшиеся сидя молились, испрашивая благословения на начало дела. Первым поднимался отец невесты, за ним вставали все остальные и отвешивали поясные поклоны. Невеста начинала плачи, кланяясь своим родителям в ноги. Отцы молодых надевали специально приготовленные для этого случая рукавицы и хлопали друг друга по руке.
– Хорош товар, – нахваливал дочь отец.
– По товару и купец, – вторил сват.

Начиналось застолье. Жених доставал принесенную бутыль, хозяева накрывали стол заранее приготовленными припасами. Пока старшее поколение обговаривало приданое и свадебный обряд, молодые целовались, не скрываясь.

Рукобитие заканчивалось одариванием. Невеста подносила жениху вышитый платок, а всем гостям по самодельному поясу, жених дарил своей избраннице золотую монету, после чего отправлялись кататься по деревне, оставив за столом будущих родственников.

Прощание молодой с деревней. Девичник

За три дня до свадьбы начиналось прощание невесты с деревней. Группа женщин с песнями-плачами шла по деревне до поля. На околице из круга выходила невеста и кланялась поясными поклонами на все четыре стороны. Затем женщины возвращались в деревню, останавливаясь перед каждым домом. Хозяева встречали их за воротами. Невеста кланялась хозяевам, приговаривая: «Прости, хозяин и хозяюшка с милыми детками, коли в чем когда поперечила». Хозяева отвечали: «Бог простит». Так обходили каждый двор утром и вечером три дня.

Накануне свадьбы девушку-невесту подружки вели в баню, где ей с песнями расплетали «девичью косу». Известно, что прическу в одну косу носили исключительно девушки до замужества. Замужние женщины заплетали две косы.

После бани отправлялись в дом, где под образами был накрыт праздничный стол, в центре которого возвышалась елка, украшенная лентами, лоскутками и бумагой. Елка символизировала неувядающую красоту. Под образами сажали грустную невесту, подруги (боярки) рассаживались за стол. Перед каждой была положена лента с бантом (куверт). Наступала тишина. Гости, толпящиеся в углах избы, замолкали, предчувствуя важность момента. Наконец раздавалось печальное пение:
«Как у нас было при вечере
При последнем часу вечера
При поре было, при времечке,
При княгинином девичнике
Все столы были снаряжены.
Бранным скатертем украшены.
Как за этим за дубовым за столом
Полный стол гостей насажено
Все-то гости – красны девушки
Не все девушки, молодушки,
Все покрытые головушки.
Все гости веселы сидят.
Одна княгинюшка не весела.
Она мылася, чесалася
Под венец златой справлялася.
Со всеми девушками прощалася:
«Вы прощайте-ка, подруженьки мои.
Не на век с вами прощаюся
Не на век я разлучаюся
Завтра в церкви обвенчаюся
И вернусь я к вам не девушкой
А вернусь я к вам молодушкой
Со покрытою головушкой».

Печальные песни и плач невесты продолжались до тех пор, пока не приезжал жених. Одна из подруг брала его за руку и подводила к невесте. Жених обязательно обносил всех собравшихся рюмкой водки. Ставился самовар, начиналось чаепитие, пели песни:

«Затрубили во трубушку
Рано по заре.
Заплакала девушка
По своей косе:
«Коса моя косонька,
Русая коса,
Поутру ранешенько маменька плела.
Ввечеру позднешенько
Девушки плели
Заплетали косоньку лентами алыми.
Приехала сватьюшка немилая.
Взяла мою косоньку в обе руки.
Оборвала косоньку, не жалея».

Девичник затягивался до полуночи.

Утром в день свадьбы в домах жениха и невесты происходило благословение. Под образами праздничной скатертью накрывали стол, на котором буханка ржаного хлеба, солонка и тарелка. Дружкой приглашали местного знахаря, который за свои услуги брал подношение. Проигнорировать ведуна боялись в страхе, что он «испортит свадьбу».

Дружка обводил молодого или молодую вокруг стола три раза, шепча молитвы. Потом жениха или невесту ставили под образа, рядом становился дружка, напротив друзья или подруги.
Первым подходил отец со словами: «Благословляю тебя на счастливое житье» и опускал в тарелку медную монету. За ним подходили все родственники и тоже опускали монеты. Дружка подносил самым почетным гостям рюмку водки, а женщины пели особые, «благословенные» песни:

«Благослови Боже-Боженька,
Свадьбу играти, Боженька,
Начинати, Боженька,
Князя женити (имя), Боженька
Княгиню брать (имя), Боженька,
Случати вместе двух молоденьких
Двух зачаженных.
Над ними Божья милость,
Мать Божья – Богородица,
Воскресеньице Светлое,
Над ними свечи топятся
Свечи воску ярова
Еще шелку белого
Святый око, Боженька,
Будь на свадьбе, Боженька,
Скуй нам свадьбу, Боженька,
Крепкую, твердую, боженька,
Долговечную, Боженька,
С младости до старости
До маленьких деточек.
Есть ли в небе Боженька,
Матушка да с батюшкой?
Приступайте по одной доске
Ко дубовому столу наделяти
Свою дитятку милую
Серебром и золотом
Еще скатным жемчугом
Еще Божьей милостью».

Потом девушке в последний раз причесывали голову и накрывали покрывалом. Наконец наблюдатели сообщали, что жених приехал, девушки выводили невесту во двор. Жених старался «украсть невесту», подхватив и усадив в свой экипаж. Но девушки надежно ее прятали. Вся процессия заходила в дом, и начинался торг. Жених должен был выкупить «девичью красу» у подружек и заставить дружка невесты снять с нее покрывало. Этот акт означал, что жених может занять место рядом с избранницей. Торг всегда сопровождался шутками с обеих сторон. Наконец, сторона девушки решала, что выкуп достаточный и дружка невесты снимал с нее покрывало и отводил молодых за стол. Пару благословляли иконами, а затем с особыми причитаниями разламывали краюху хлеба, давая первые куски молодым, а затем и гостям. На столы устанавливались яства, и гости садились за угощение. Молодые в этот день к пище не притрагивались.

Угощенья сопровождались специальными «отъезжающими» песнями:

«Весела горенка Григорьевна
Во сыром бору она валена,
Вострым топором она рублена,
На борзых конях с лесу вожена,
Вниз по воде она сплавлена,
Высоко на гору она тягана,
На веселом местечке поставлена.
В той ли горенке пир пировати?
Пир пировати,
Свадьбу играти,
Свадьбу играти, сыновей женити,
Сыновей женити, дочек отдавайте,
Сына женю, я подмогу веду
Дочку отдаю я поилочку.

С востоку до западу
Протекал серебряный ручей,
Еще речушка быстрая,
Быстрая, каменистая,
За той за быстрой речушкой
Стоит Церковь Божия –
Низкая, плоская, верхом чуден крест позолоченный.
В этой Церкви Божьей
Двое молоденов стоя Богу молятся,
Просят в Боге милости:
Три здоровья в голову,
А четвертое – в ретивое сердце.
Здравствуй, здравствуй, князь молодой со своею княгиньюшкой!»

После обеденного стола свадебный поезд отправлялся на венчание. Впереди ехал дружка, подвязанный полотенцем, за ним молодая пара и гости.

Во время венчания каждый шаг молодых примечался. Кто из них держит свечу выше, тот и хозяин в доме. Чья свеча после обряда окажется короче, у того и век короче.

Из Церкви отправлялись на основные гулянья в дом жениха. По дороге голову невесты подружки накрывали специальным покрывалом. Отец молодого встречал пару в сенях, осыпал их житом и хмелем, приговаривая: «Жито на житье, хмель на веселье!»
Молодых вели за стол, невеста остается под покрывалом, закрытой от чужих глаз. Свекор кнутовищем несколько раз приподнимал его под пение-уговор женщин:

«Рыбушка, не прыгайся,
Авдотьюшка, догадайся,
Ладят тебя раскрывати, на весь честной народ показати,
Покажите молодую
Семеновну новоявленную»

Свекор решительно снимал покрывало, и гости одобряли выбор жениха: «Хороша, хороша, молодая». За то, что отец снял покрывало, невеста должна его одарить платком и поднести ковш пива. Но он будто не замечал подношения. Тогда женщины запевали:

«Жарко, жарко уголье
Тошнехонько молодушке
Пристояла ноженьки,
Придержала рученьки
Ко медовому ковшу.
Скоро ль, свекор-батюшка
Примет ковш со брагою?»
После этой песни свекор брал ковш из рук невесты, и это считалось началом «княжьего стола».

Молодые сидели под образами, есть в этот день им запрещалось. Между тем, гости, с шутками и песнями, пировали на славу, перемежая угощенье криками: «Горько! В рюмке таракан». Таракана можно было «вывести» только поцелуем молодых.

За столом боярки (подружки невесты) пели специальные песни, за которые гости должны были им платить:

«Умны бояры князевы,
Поумнее их князь молодой,
Подсек березу по темному бору,
Подобрал ягоду во сыром лесу,
Подкопал медуню в зеленом саду,
Украл девушку от батюшки,
Не дал березе раскинутся,
Не дал медуне повыцвести,
Не дал ягодке повызрети.
Красная девушка подивитися
Раскинься береза подсеченная,
Расцвети медуня подкопанная,
Вызрей ягодка сорванная.

Носи, девушка, плат не складывая,
Терпи горюшко, не сказывая».

Пир продолжался далеко за полночь. Наконец, дружка брал под руки молодых, шептал заклинанья и вел в отдельную избу, где приготовлена брачная постель.

Утром гости являлись будить мужа и жену. Они готовили им различные шутливые испытания. Например, сливали воду в рукомойнике. Молодая должна была «выкупить рукомойник», привязав к нему заранее приготовленный пояс. Молодую жену «испытывали работой», заставляя мести дом. Она откупалась подарком, привязанным к венику.

На второй день свадьбы продолжалось гулянье в доме мужа. Молодоженам, наконец, разрешали есть. Им специально готовили курник (пирог с курицей, считалось, что куриное мясо способствует плодовитости пары). П

На третий день пара отправлялась в дом невесты. Зять в пояс кланялся теще в благодарность за сохраненную девственность его жены. Свадебный пир перемещался в дом тестя.

Гулянье длилось несколько дней, в зависимости от достатка родителей молодых.

Обряд записан Г. Ореховым, журнал «Живая старина» 1913 год.

Ссылка на основную публикацию